В понедельник рано утром на выходе из гостиницы таксист меня приветствует “Рахим итегез”, что означает на татарском “Добро пожаловать”, уважительно разглядывая мой бейдж с крупной надписью БРИКС. Гордо отвечаю, не зря же готовился, “Бик зур рахмат”, что переводится “Большое спасибо”. Заметно довольный моими познаниями собеседник уже на русском по дороге на железнодорожный вокзал рассказывает, что со вчерашнего дня возит гостей саммита, что трассы в центре Казани еще не перекрыты, многие дороги в городе заново заасфальтированы, а площадь перед вокзалом облагорожена. От платформы Казань-1 до Экспоцентра, где пройдут основные мероприятия саммита, полчаса пути на специально выделенном поезде.
В предстоящие три дня Казань станет столицей альтернативных путей развития человечества. Звучит пафосно, но это не преувеличение. Встреча лидеров – первое серьезное испытание для БРИКСа после его расширения на саммите в Южной Африке. Все надеются, что его участникам удастся и на этот раз согласовать итоговую декларацию, сделав тем самым еще один совместный шаг вперед, несмотря на существующие в объединении противоречия. Эти разногласия между членами БРИКС не первый год активно смакует западная пресса, стремясь доказать, что геополитические амбиции “кирпичей” (так переводится БРИКС с английского – прим. “РГ”) не обоснованы. Но здесь имеет место всем очевидный случай, о котором на Востоке иронично говорят: “собака лает, а караван идет”. Саммит в Казани важен тем, что его участникам предстоит договориться, а возможно, утвердить “дорожную карту” развития организации. Прежде всего, это касается дальнейших отношений нынешнего ядра БРИКС со странами, выразившими желание вступить в объединение, или заинтересованными в сотрудничестве с ним по отдельным направлениям. А таких уже более 30. Предположительно в Казани лидеры согласуют принципы, на которых будет формироваться категория “партнеров БРИКС”. Судя по утечкам, это окажется непростым, во многом компромиссным решением.
В предстоящие три дня Казань станет столицей альтернативных путей развития человечества
Если по одним его пунктам – например, в отношении географического расположения “партнеров” – договориться будет несложно, то по другим не все так однозначно. Так, скажем, Бразилия считает, что будущие члены и партнеры БРИКС должны в обязательном порядке поддерживать дипломатические и дружественные отношения со всеми государствами-членами блока, не вводить санкции, не утвержденные Советом безопасности ООН. И выступать в первых рядах с призывами к реформе Совбеза в интересах Глобального юга в целом, и Бразилии с Индией, в частности. Еще один существенный “штрих”: между Бразилией и заинтересованной в партнерстве с БРИКС Никарагуа ранее были прерваны дипломатические отношения. А президент Бразилии Лула да Силва не признает итоги выборов главы Венесуэлы (эта страна рассчитывает стать членом БРИКС). Такого рода противоречий между странами, уже вошедшими в состав объединения, и теми, кто хотел бы получить соответствующее приглашение в БРИКС, остается немало.
Сам Лула в казанском саммите, к сожалению, участия не примет. Предполагалось, что он отправится в Россию в воскресенье вечером на военном самолете, но произошла трагическая случайность. Как написали бразильские СМИ, Лула упал в ванной и повредил затылок. Ему потребовалось лечение в больнице. С учетом травмы врачи рекомендовали бразильскому лидеру отказаться от длительного – более 20 часов, перелета в Россию, чтобы восстановить силы. В администрации главы бразильского государства подтвердили, что Лула да Силва примет участие в мероприятиях саммита по видеосвязи. Напомню, что в прошлогодней встрече БРИКС в южноафриканском Йоханесбурге Владимир Путин также участвовал по видеосвязи, но это не помешало принятию важных решений о расширении объединения.
Предложенную Россией для обсуждения в Казани “финансовую повестку”, которая призывает к созданию альтернативы Международному валютному фонду, вряд ли утвердят в полном объеме. Однако саммит позволит сделать еще один шаг к дедоларизации мировой экономики и формированию новой независимой системы обмена платежными сообщениями. Китайские эксперты описывают эту инициативу как открывающую новые возможности для ее участников, расширяющую оплату товаров и услуг в национальных валютах. Как далеко собравшиеся в Казани лидеры продвинутся в этом направлении – предсказать трудно. Но очевидно, что рамочное заявление о необходимости дальнейшей локализации взаиморасчетов в национальных валютах в рамках БРИКС обязательно прозвучит, поскольку это соответствует общей концепции объединения. Тогда как проработкой деталей займутся в дальнейшем эксперты.
Всего в итоговой декларации предположительно зафиксируют 106 пунктов, отвечающих теме встречи: “укреплению многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности”.
На время саммита по вечерам на стенах казанского Кремля демонстрируют световое шоу, где панорамы земель с минаретами плавно сменяют столь же масштабные земли с христианскими церквями. Еще раз наглядно подчеркивая: “Большой БРИКС – это не антизападный механизм”. Его цель – изменить несправедливые аспекты существующей системы международных отношений, сделав ее более равноправной, объединяющей интересы Запада и Глобального юга в интересах человечества. И свой значимый шаг в этом направлении предстоит в ближайшие дни сделать лидерам на саммите БРИКС в Казани.