На Московском финансовом форуме замглавы Минфина Алексей Моисеев посоветовал россиянам перестать хранить сбережения в наличных, и не только в валюте, но и в рублях. Время от времени обсуждается полный отказ от наличных. Что происходит?
Аркадий Трачук: На МФФ речь шла именно о сбережениях, а не об отмене наличных. Если вы посмотрите выступления представителей Минфина, они нигде не говорят, что наличные как таковые больше не нужны. Обсуждаются риски хранения наличной валюты, инфляция и доходность банковских депозитов. А наличные как средство для платежей никуда не денутся, даже с учетом развития безналичных и цифровых платежных технологий.
Хочу подчеркнуть: задача отказаться от наличных нигде, никем и ни в каком виде не ставилась. Все обсуждения, которые слышат люди, связаны с ростом доли безналичных платежей, которая в этом году может перевалить за 85%. Естественно, что наличные стали менее востребованы именно в расчетах. Но из этого неправильно делать вывод, что скоро они станут не нужны совсем.
Сейчас в обороте находится более 17 трлн рублей наличных, и это никак нельзя назвать маленькой или незначительной суммой. У людей, особенно в районах проживания с развитой инфраструктурой, появился выбор, каким образом совершать оплату, и они в каждой конкретной ситуации теперь могут выбирать тот вариант, который им удобнее. А в следующем году с появлением цифрового рубля вариантов станет еще больше.
Со своей стороны, «Гознак» продолжает свою часть работы по обеспечению обращения наличных. Мы, как и прежде, изготавливаем новые банкноты и монеты, которыми Банк России заменяет старые и износившиеся, производим счетно-сортировальные машины. В настоящее время активно работаем над внедрением отечественного ПО для банкоматов. И мы продолжим делать это в будущем, чтобы у людей всегда оставался выбор, как платить. Так что опасения по этой теме безосновательны. А что будет когда-нибудь в будущем, об этом всегда было интересно поговорить.
В Минфине советуют людям покупать золото. В апреле прошлого года в России вступил в силу закон, который позволяет россиянам приобретать золотые слитки без НДС напрямую у «Гознака». Как идут продажи?
Аркадий Трачук: Поддержу Минфин: золотые слитки, а также памятные и инвестиционные монеты из драгоценных металлов, которые мы чеканим по заказам Банка России, — это интересный инструмент. Он позволяет диверсифицировать вложения и сбережения, которые есть у людей. С начала года цены на один грамм золота выросли от уровня около 6 тысяч рублей до более чем 8 тысяч рублей. Мы производим слитки самых разных размеров, от небольших до слитков в 50 граммов.
Продажи золотых слитков идут хорошо, видим устойчивый интерес со стороны покупателей. Не могу сказать, что наблюдается какой-то прямо взрывной рост спроса на слитки за прошедшие 8-9 месяцев, но ежегодно несколько сотен килограммов золота люди у нас покупают.
Не секрет, что купить золотой слиток — это несколько более хлопотно, чем ценные бумаги. Когда идентификацию для совершения таких сделок возможно будет проходить удаленно, не приезжая для этого в Москву?
Аркадий Трачук: Уже возможно, помимо своей собственной мы используем систему идентификации от коммерческих банков. Пока такую услугу предоставляет лишь один банк, но мы рассчитываем, что эти возможности будут расширяться. Ведем переговоры и с другими банками и объявим о результате, когда он будет достигнут. Рассчитываем и на то, что в перспективе пройти удаленную идентификацию можно будет через «Госуслуги». Такие решения мы тоже прорабатываем.
На Московском финансовом форуме «Гознак», Минфин и Финансовый университет при правительстве РФ подписали соглашение о сотрудничестве для подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере цифровизации общественных финансов. Какова в этом роль «Гознака»?
Аркадий Трачук: Мы как оператор ГИС «Электронный бюджет» напрямую заинтересованы в том, чтобы такая работа проводилась. Нам нужны специалисты, которые обладали бы компетенциями, во-первых, в области информационных технологий, во-вторых, в сфере организации общественных финансов, а также умели бы управлять цифровыми инновациями, создавая востребованные пользовательские продукты.
Сегодня на рынке дефицит специалистов, в том числе и в этой сфере. Если их негде взять, значит, надо подготовить. Этим и будем совместно заниматься, начиная с первых курсов для студентов. Обучаться они будут на базе Финансового университета. Роль «Гознака» и Минфина заключается в том, чтобы уже с первых курсов брать студентов на стажировку, давать им возможность применить полученные теоретические знания на практике. А в перспективе — принимать их на работу. У нас есть для этого вся необходимая база.
Сколько стране нужно таких специалистов в год?
Аркадий Трачук: Выпускники с таким набором компетенций будут, на наш взгляд, востребованы и в федеральных органах власти, и в субъектах Российской Федерации, например, в муниципалитетах. Поэтому общую оценку востребованности со временем даст рынок, при этом «Гознак» будет готов принимать на работу около ста таких специалистов ежегодно.