Актуально
Вс. Окт 20th, 2024

20 октября исполняется 130 лет со дня смерти Александра III

By Admin Окт20,2024

Искаженная трактовка образа Александра III в советский период не могла не оставить негативного следа в историографии. В результате этого эпоха конца XIX века представлялась как темное и мрачное “пятно”, как “эпоха реакции” и “контрреформ”. При той огромной и часто определяющей роли, которую играла личность каждого самодержца в России в выработке курса внешней и внутренней политики (в том числе и политики в области культуры, нравственного воспитания и образования), игнорирование фигуры Александра III не только обедняло все суждения и размышления по поводу “хода исторического развития”, но часто лишало их всякого смысла. Причиной этого был идеологический подход и слабая вовлеченность в научный оборот огромных пластов документальных материалов.

Между тем годы правления императора Александра III это время значительных успехов в укреплении могущества России, а также выдающихся достижений в развитии отечественной науки и культуры. “Царствование Александра III называли эпохой национального возрождения, настоящего подъема русского искусства, живописи, литературы, музыки, просвещения и науки, временем возвращения к своим корням и историческому наследию”, – отмечал президент России Владимир Путин во время открытия памятника Александру III в парке Ливадийского дворца в Крыму.

Историк Василий Ключевский особо подчеркивал, что Александр III приподнял “русскую историческую мысль, русское национальное сознание”. Его политика сводилась к сохранению и развитию российских основ, традиций и идеалов. Царствование его прошло под знаком православного консерватизма. А национальная политика обеспечивала единство и неделимость российской империи.

О нем оставили воспоминания известные ученые, общественные и политические деятели: Дмитрий Менделеев, Петр Семенов Тян-Шанский, Василий Ключевский, Василий Розанов, Александр Сухово-Кобылин, Сергей Витте, Петр Чайковский, Василий Суриков, Алексей Боголюбов, Михаил Нестеров, Аполлон Майков, Федор Тютчев и многие другие, дававшие в них высокую оценку личности императора.

Поборником “мира и преуспевания своего Отечества”, провидевшего “суть русских и мировых судеб более и далее многих своих современников” назвал Александра III Дмитрий Менделеев. Философ Владимир Соловьев скажет, что император “явился перед всем светом в образе могучего Миротворца”. Философ-футуролог Николай Федоров назовет Александра III “устроителем Земли Русской”. Профессор русской истории Иван Цветаев охарактеризует его как “державного покровителя наук и искусств”, жизнью своей наиболее воплотившего в себе народный идеал русского царя-самодержца, особо подчеркнув главную нравственную сторону характера императора: “Благочестие”.

Английский государственный деятель, премьер-министр Великобритании в 1885, 1886-1892 и 1893-1902 годах Роберт Солсбери после смерти императора писал: “Александр III оставляет потомству память о характере, внушающем благодарность всем нациям и достойном глубокого изучения и подражания со стороны всех будущих правителей, все равно, избраны ли они народом или являются потомками королей”.

О значении царствования Александра III для мирового и европейского развития наш известный историк Василий Ключевский напишет: “Европа признала что Царь русского народа был и государем международного мира и этим признанием подтвердила историческое призвание России… Наука отведет Александру III подобающее место не только в истории России и всей Европы, но и в русской историографии, скажет, что он одержал победу в области где всего труднее достаются победы, победил предрассудок народов и этим содействовал их сближению, покорил общественную совесть во имя мира и правды, увеличил количество добра в нравственном обороте человечества”.

Фигура Александра III сегодня привлекает все большее внимание современников. Выходят книги, основанные на большом документальном архивном материале, снимаются фильмы, посвященные его царствованию. Многозначительным является и тот факт, что на всей территории российского государства, и в первую очередь, на его окраинах, за последние десятилетия воздвигнуто большое количество памятников ему – в Иркутске (2003), Новосибирске (2013), Нижнем Новгороде (2013), под Харьковом (близ ст. Борки, 2013), под Санкт-Петербургом (ст. Удельная, 2015), в Крыму – в Симферополе (2016), в Массандре (2017), в Ливадии (2017). Мастера отливают церковные колокола с ликом этого императора России.

Английский государственный деятель Роберт Солсбери после смерти императора писал: “Александр III оставляет потомству память о характере, внушающем благодарность всем нациям и достойном глубокого изучения и подражания со стороны всех будущих правителей, все равно, избраны ли они народом или являются потомками королей”. Фото: andcvet.narod.ru

Уходя из жизни, Александр III сказал своему сыну, будущему императору Николаю II: “Я передаю тебе царство, Богом мне врученное, я принял его тринадцать лет тому назад от истекавшего кровью отца… В тот трагический день встал передо мною вопрос: какой дорогой идти? По той ли, на которую меня толкало так называемое “передовое общество”, зараженное либеральными идеями Запада, или по той, которую подсказывало мне мое собственное убеждение, мой высший священный долг Государя и моя совесть. Я избрал мой путь. Либералы окрестили его реакционным. …Меня интересовало только благо моего народа и величие России. Я стремился дать внутренний и внешний мир, чтобы государство могло свободно и спокойно развиваться, нормально крепнуть и благоденствовать”.

Слова императора сыну – “В политике внешней – держись независимой позиции. Помни – у России нет друзей – нашей огромности боятся. Избегай войн. В политике внутренней – прежде всего покровительствуй Церкви. Она не раз спасала Россию в годы бед. Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства” – чрезвычайно актуальны и в наши дни.

Изречение Александра III – “У России есть только два верных союзника – армия и флот”, часто повторяемое сегодня российскими политическими деятелями, руководителями государства, историками, журналистами – хорошо бы дополнить и другим важным заявлением императора: “Распространение искусства есть дело государственной важности”.

В период царствования Александра III самодержавие пыталось противопоставить западноевропейскому парламентаризму новый курс “народного самодержавия” как более совершенную форму государственного управления, а в экономике – ускоренное развитие национальной промышленности не без активного государственного вмешательства при сохранении строгого правительственного контроля в промышленности и финансовых сферах.

По словам Сергея Витте, об императоре все знали, что не желая никаких завоеваний, приобретений, император никогда, ни в коем случае не поступится честью и достоинством вверенной ему Богом России. Фото: Фотограф неизвестен. РГАКФД. Ал. 602. Сн. 5.

Дмитрий Иванович Менделеев, оценивая царствование Александра III, писал: “Люди, прожившие его царствование, ясно сознавали, что тогда наступила известная степень сдержанной сосредоточенности и собирания сил, направленных от блестящих, даже ярких преобразований предшествующего славного царствования – к простой обыденной внутренней деятельности”. По мнению ученого, “все виды и формы прогресса как государственных улучшений (равно как и ухудшений) не только мыслимы, но и осуществлялись как при монархических, так и при республиканских складах”.

“Идеалисты и материалисты видят возможность перемен лишь в революциях, а реализм признает, что действительные перемены совершаются только постепенно, путем эволюционным”, – писал Менделеев.

Сторонники политики Александра III, значительная часть элиты русского общества, в рядах которой были известные ученые, общественные и политические деятели, писатели, художники, музыканты, одобряли курс императора на умиротворение России, ее экономическое и культурное развитие.

Корректировка преобразований 60-70-х годов сопровождалась целым рядом пусть не таких эффективных, как “Великие реформы”, но чрезвычайно важных социальных и экономических преобразований, способствовавших адаптации российского общества к ставшему уже необратимым процессу его капиталистической эволюции. Среди них наиболее важными были такие моменты государственной политики, как финансовая стабилизация (ликвидация дефицитов и дорогих иностранных займов, превышение государственных доходов над расходами и др.), поддержка крестьянства (отмена подушной подати, уменьшение выкупных платежей, учреждение Крестьянского земельного банка, увеличение площади крестьянского землевладения, установление неотчуждаемости и крестьянских наделов, расселение крестьян на новых территориях). Важно было также учреждение особого министерства земледелия, объединенного с заведованием государственными имуществами, основание Дворянского земельного банка для поддержки помещичьего хозяйства, учреждение податной инспекции. Безусловно гуманным было ограничение труда женщин и детей на фабриках и заводах, положившее начало трудовому законодательству (опередившему западноевропейское). Имело значение появившиеся природоохранительное законодательство (законы об охране лесов, минеральных вод, рыбных запасов и др.).

Слова императора сыну – “В политике внешней – держись независимой позиции. Помни – у России нет друзей – нашей огромности боятся. Избегай войн. В политике внутренней – прежде всего покровительствуй Церкви. Она не раз спасала Россию в годы бед. Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства” – чрезвычайно актуальны и в наши дни. Фото: Фотограф неизвестен. РГАКФД. Ал. 1054. Сн. 129.

В царствование Александра III появилась и оформилась идея перевести железные дороги из собственности частных компаний в государственное владение. При нем был издан закон о несовместимости государственной и банковской службы.

В последние годы жизни царя впервые был сбалансирован бюджет страны, не стало дефицита. А начал он, собственно, с себя, сразу наполовину сократив численность своей свиты с пятисот до двухсот пятидесяти человек, и продолжал сокращения в дальнейшем.

Сергей Витте в своих воспоминаниях писал: “Не только в царской семье, но и у сановников я никогда не встречал того чувства уважения к государственному рублю, государственной копейке, которым обладал император Александр III. Он каждую копейку русского народа, русского государства берег, как самый лучших хозяин не мог бы беречь…”, “…Если бы не могучее слово императора Александра III, который сдерживал все натиски на государственную казну, ни я, ни Вышнеградский не могли бы удержать всех порывов к бросанию зря направо и налево денег, добытых кровью и потом русского народа”.

Было снижено налогообложение крестьянства. В 1882 году снижен на 12 миллионов рублей размер ежегодных выкупных платежей, а в 1883 году, согласно царскому указу, приступили к отмене подушной подати. По личному распоряжению царя были запрещены ночные работы женщин и подростков в возрасте до 17 лет.

Были повышены ставки старых налогов и введены новые прямые налоги, что затрагивало прежде всего состоятельные слои населения. Прямые налоги составляли менее 10 процентов доходной сметы, косвенные – не превышали 50 процентов. На душу населения бремя налога составляло около 10 рублей (ниже, чем во Франции, Англии и Германии). В 1882 году были введены налог на наследство, налог на процентные бумаги, налоги на недвижимое имущество в городах. В 1885 году повышены налоги на промышленные предприятия.

Цифры динамики развития российской экономики в период царствования Александра III предстают в следующем виде: выплавка чугуна увеличилась на 159 процентов, стали – на 95 процентов, добыча нефти – на 1463 процента. Протяженность железных дорог увеличилась с 21 229 верст до 33 165 верст. Россия производила до 15 процентов мирового урожая пшеницы. Ежегодный экспорт пшеницы – 15 743 000 пудов на сумму 154 429 000 рублей. Размеры вкладов в государственные сберегательные кассы увеличились в 33 раза. Государственные доходы на 1893 год превышали расходы на 100 миллионов рублей. Размер золотого запаса в конце царствования был равен 649,5 миллиарда рублей против 292,1 миллиарда рублей в 1881 году.

В 1892 г. Александр III вводит так называемый покровительственный тариф, и таможенная система стала переходить от фритредерства к протекционизму. Это встретило сильное противодействие со стороны общественного мнения и правящих кругов. Сергей Витте по этому поводу замечал: “Нужно было, чтобы явились большие люди, которые могли бы пойти против государственного настроения, против господствующего мнения и сломали бы его. У нас в России это мог сделать один император, столь твердый, столь мудрый, каким был император Александр III”.

Дмитрий Менделеев, собравший большой статистический материал пореформенной России, писал в своей книге “Заветные мысли”: “Самое главное и важнейшее, на мой взгляд, решить, победнел ли или нет, или же побогател русский народ в целом своем составе за время последних двадцати трех лет, то есть во время, протекшее с кончины императора Александра II? Суждение мое о том, что русский народ за это время в целом много побогател (как вообще, так и на одного, т. е. в среднем), основано на ряде всяческих статистических данных, начиная с чисел о миллиарде мелких народных сбережений, вложенных в сберегательные (сохранные) кассы, о числе выпущенных акций и облигаций, о запасах золота в кладовых государственного банка, о величине торговых оборотов, о количестве грузов, движущихся по железным дорогам и водным путям, о ценности земель и услуг и т.п. Все это выразимо цифрами. Все же то, что сделалось в последнее десятилетие, происходило понемногу, путем не тем скорым, революционным, а постоянно, не вдруг, способами эволюции, без резкой ломки старого, созидая лишь новое на основании данного”.

Именно по указу императора началось строительство Великого сибирского пути – Транссиба, который вот уже более века является достоянием России.

Не единственным, но важнейшим и непременным условием прогрессивного прорыва в развитии духовных и материальных производительных сил России стало привлечение к активному государственному творчеству ученых различных отраслей наук. “Ни до, ни после царствования Александра III… – писал историк Э. Мочалов, – в истории России не достигалось такого внушительного по масштабности и органического соединения высших структур государства с видными представителями научного сообщества: экономистами, финансистами, аграриями, статистиками, историками, правоведами, натуралистами, техниками, математиками, входившими в состав Государственного совета, министерств, департаментов, различных комиссий и комитетов (становившимися во главе их)”. Среди них были Дмитрий Менделеев, Петр Семенов Тян-Шанский, Андрей Бекетов, Василий Докучаев, Александр Столетов, Степан Макаров, Владимир Ковалевский, Николай Бунге, Иван Вышнеградский, Сергей Витте, Константин Победоносцев, Иван Блиох, Николай Неклюдов и многие-многие другие. Это была внушительная команда высокоодаренных людей, горячих патриотов своей Родины, проводившая в жизнь большие преобразования в области культуры, науки, техники, экономики и финансов, нацеленные на быстрое капиталистическое развитие страны. Все эти люди были воодушевлены единой идеей служения на благо России, ее возвышением и процветанием, и, как писал Дмитрий Менделеев, “в единении с монархом на благо Родины”.

Сторонники политики Александра III, значительная часть элиты русского общества, в рядах которой были известные ученые, общественные и политические деятели, писатели, художники, музыканты, одобряли курс императора на умиротворение России, ее экономическое и культурное развитие. Фото: РГАКФД. Ал. 958. Сн.19. Фотограф К. Бех.

“Усердное служение науке”, по словам Андрея Бекетова, составляло “службу Царю и Отечеству”.

В годы царствования Александра III в значительной степени была восстановлена российская армия после дезорганизации вследствие русско-турецкой войны конца семидесятых годов. В царском рескрипте военному министру Петру Ванновскому от 1890 году говорилось: “Отечеству нашему несомненно нужна армия сильная, стоящая на высоте современного развития военного дела, но не для агрессивных целей, а единственно для ограждения целостности и государственной чести России… Охраняя неоценимые блага мира, кои, я уповаю, с Божьей помощью, еще надолго смогу продлить для России, вооруженные силы ее должны развиваться и совершенствоваться наравне с другими отраслями государственной жизни, не выходя из пределов тех средств, кои доставляются им увеличивающимся народонаселением и улучшающимися экономическими условиями”.

Главная заслуга Александра III состояла в том, что Россия за тринадцать лет не была втянута ни в одну войну. Александр III, по словам Сергея Витте, умел внушить за границей уверенность, с одной стороны, в том, что “он не поступит несправедливо по отношению к кому бы то ни было, не пожелает никаких захватов; все были покойны, что он не затеет никакой авантюры. Его царствование не нуждалось в лаврах, у него не было самолюбия правителей, желающих побед посредством горя своих подданных, для того, чтобы украсить страницы своего царствования. Но об императоре все знали, что не желая никаких завоеваний, приобретений, император никогда, ни в коем случае не поступится честью и достоинством вверенной ему Богом России”.

“Царствование Александра III называли эпохой национального возрождения, настоящего подъёма русского искусства, живописи, литературы, музыки, просвещения и науки, временем возвращения к своим корням и историческому наследию”, – подчеркивал президент России Владимир Путин. – Именно при Александре III в качестве национального стал широко использоваться бело-сине-красный флаг, который сегодня является одним из главных государственных символов нашей страны”.

Подготовила Елена Яковлева

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *