Как следует из очередного ежегодного отчета МЭА, нас ожидает очередной, уже не раз ими предсказанный, и, разумеется, весьма скорый конец эры ископаемого топлива. Поскольку, несмотря на объективно наблюдаемый дефицит энергетического сырья на глобальных рынках, пик спроса на него, видимо, стараниями экспертов МЭА, все-таки будет пройден. Где-то к концу десятилетия.
Даже приводятся некоторые для неспециалиста выглядящие как будто убедительно цифры. Так, мировое потребление нефти по МЭА достигнет пика к 2030 году и составит 102 миллиона баррелей в сутки (млн б/с), а к 2035-му оно уже уменьшится, как минимум, до 99 млн б/с. Ну, а к 2050 этой самой дешевой нефти будет вообще – хоть залейся. И поскольку она никому не будет нужна, то и стоимость рухнет в район 25 долалров за баррель. Такое потенциальное снижение аналитики МЭА связывают преимущественно с ростом использования электромобилей, а также с продолжающимися бескомпромиссными мерами по борьбе с изменением климата.
Особенно ярко, видимо, проявляющими себя где-то в районе Украины и/или Израиля.
Вывод, конечно, как минимум спорный: основной спрос на ископаемое топливо обеспечивают, разумеется, не частные авто, а промышленные производства. Ну да ладно, к черту эти подробности, все равно МЭА уже даже посчитало “избыточные” запасы ископаемого топлива, добыча которых как раз и может привести к так долго ими ожидаемому снижению цен на эту никому не нужную нефть.
И тут же МЭА сама себя разоблачает, потому что провидит через своих аналитиков увеличение инвестиций в экологически чистую, “зеленую” энергию, разумеется, в рамках уже как-то подзабытой “политики зеленого перехода”. Потому как инвестируемых в текущем, кризисном, на секундочку, 2024 году 2 триллионов долларов ни одной Урсуле фон дер Ляйен с ее ненасытным американо-брюссельским кланом, явно недостаточно. А она в этом уравнении не одна такая жадная.
Кстати, эта сумма почти ровно в два раза превышает вложения в добычу ископаемого топлива, которая объективно недоинвестируется уже в течение последних пару десятилетий, о чем постоянно говорят в ОПЕК.
И все это, видимо, с точки зрения МЭА и должно приводить к снижению мировых цен на ископаемое топливо, включая не только нефть и газ, но даже энергетический уголь. Должно приводить, но почему-то заканчивается только их ростом. И это неудивительно: если предприятие недоинвестируется, то его продукция неминуемо дорожает. Но исполнительный директор МЭА Фатих Бироль упрямо пророчит “перенос нас в совершенно иной энергетический мир”.
Кстати, удивительно, но еще одним аргументом в пользу “зеленого перехода” служит, с точки зрения экспертов агентства, – и это отдельно отмечается в докладе, – тот факт, что региональные конфликты на Ближнем Востоке и Украине, которые повышают риск сокращения поставок нефти, тоже говорят о необходимости вложений в “зеленый переход”.
Чего мы этим светлым людям совершенно искренне и желаем: будут потом свои “Абрамсы” с “Леопардами”, а также F-16 с F-35 и прочее “чудо-оружие” от какого-нибудь близкорасположенного, произведенного в Китае, но при этом насквозь европейского и, разумеется, экологически чистого ветряка заправлять.
Ну, а если серьезно, то, даже потеряв в неравном идеологическом бою внезапно “отмененную” Грету Тунберг, бойцы против изменения климата и за чужую дешевую нефть не собираются сдаваться. И здесь старинная советская поговорка о том, что “кто ужинает девушку, тот ее и танцует” подходит в качестве иллюстрации как нельзя лучше. Потому что те, кто “ужинает” МЭА, не особо скрываются, и о том, что им нужны деньги, говорят открыто.
И ничего, что к этому вашему 2030 году не очень даже понятно, сколько будет стоить сам доллар, а уж о стоимости нефти говорить бесполезно. Но этот безумный ужин должен продолжаться.