Федеральное архивное агентство опубликовало в открытом доступе ежемесячные оперативные сводки о боевой и оперативно-служебной деятельности внутренних войск Министерства госбезопасности (МГБ) Украинского округа. Представленные документы свидетельствуют о том, как после окончания войны на Западной Украине действовало националистическое подполье.
Оперативные сводки и другие обнародованные документы хранятся в Российском государственном военном архиве (РГВА). Они рассказывают о том, что после окончания Великой Отечественной войны ушедшие в подполье националисты продолжали терроризировать население Украины.
Они устраивали диверсии и террор и всеми силами пытались помешать процессу коллективизации сельского хозяйства, которая массово проводилась в западных областях Украинской ССР именно в первые послевоенные годы.
«Активное колхозное строительство на Западной Украине развернулось летом 1947 года и уже к началу 1950-х годов было фактически завершено, несмотря на то, что проходило в чрезвычайно сложных и даже опасных условиях, — поясняет к.и.н. Валерий Арцыбашев из РГВА.
Украинские националисты активно распространяли листовки, призывающие местное население бойкотировать вступление в колхозы, не выполнять план хлебозаготовок, расправляться со сторонниками советской власти».
Националистические организации, которые по-прежнему сохраняли свою структуру, рассылали директивы с инструкциями о порядке действий. Они приказывали своим сторонникам всеми силами мешать колхозному строительству.
В ход шла не только подрывная пропаганда, в основу которой была положена критика советской власти, в особенности «планов большевиков». Боевикам предписывалось воздействовать на население не только письменной или устной агитацией, но и приведением в жизнь угроз физической расправы.
«Уничтожайте председателей колхозов, бригадиров, счетоводов, уполномоченных… Убивайте всех, кто за колхозы, этим самым вы бьете по всей советской системе», — это цитаты из листовок, которые 14 октября 1948 года были изъяты в одном из сел Рожнятовского района Станиславской области нарядом 215-го стрелкового полка внутренних войск МГБ.
Кроме того, националисты рассылали анонимные письма с угрозами смерти. Адресовались они колхозникам. Националисты требовали, чтобы те вышли из колхоза, а глобальной целью таких угроз был срыв весеннего сева.
«Нам нужно в каждом районе повесить по несколько человек из числа инициаторов организации колхозов, подбирая такие села, чтобы об этом знали в каждом уголке района… Наши акции усиливать по мере усиления нажима врага», — а это цитата из одной из директив националистического подполья.
«Не ограничиваясь пропагандой в виде распространения листовок, украинские националисты также проводили устную агитацию, направленную против колхозного строительства, — продолжает Валерий Арцыбашев.
Для этого использовалась националистически настроенная часть местного населения. Эти люди ходили по домам и проводили индивидуальную обработку крестьян, намеревавшихся вступить в колхоз».
МГБ создало специальные отряды, которые охраняли колхозы, а также боролись с так называемыми бандпроявлениями. Так, сводка за ноябрь 1948 года рассказывает о том, что в зоне ответственности только одного полка МГБ действовало 16 бандгрупп общей численностью до 100 человек. За месяц эти бандиты совершили восемь террористических актов.
«Интересно отметить, что агитацию против колхозного строительства и расширения посевных площадей украинские националисты подкрепляли слухами о предстоящей якобы войне США и Великобритании против СССР», — сообщает РГВА.