Как можно заподозрить, что ребенок страдает аутизмом?
Андрей Шмилович: Начать нужно с того, что у аутизма нет степеней, это не расстройство и в большинстве случаев даже не заболевание, которое прогрессирует и проявляет себя в виде легкой, средней или тяжелой степени. Аутизм либо есть, либо нет, и его вариантов очень много.
Есть патологический, есть непатологический аутизм. Во втором случае речь идет об особенностях психофизического развития. И это, как правило, асинхрония психофизического развития, когда какие-то психические функции развиваются ускоренно, а другие, наоборот, отстают. И тогда ребенок оказывается дисгармоничным.
В связи с этим развивается, пожалуй, самая главная особенность аутизма, которую можно обнаружить уже в первые годы жизни ребенка: это серьезные затруднения в коммуникации с другими детьми и со взрослыми. Эти затруднения начинают себя проявлять, условно говоря, еще в песочнице — во дворе или в детском саду. В результате появляется, естественно, большое количество различных конфликтов. Другие дети начинают к этому ребенку относиться либо агрессивно, либо, наоборот, игнорировать. Всё это подливает масло в огонь, и ребенок, переживает в какой-то мере прессинг, буллинг.
Итак, главный признак аутизма — это нарушение коммуникативных способностей. Ребенок-аутист оказывается в стороне от социума.
Дети с аутизмом очень замкнутые, очень непредсказуемы. У них мало мимики, им сложно распознавать эмоции по выражению лица окружающих их людей. Поэтому у них нет эффективного резонанса, они не чувствуют эмоционального настроения диалога.
Дети с аутизмом часто ведут себя стереотипично, в их действиях мы видим повторяющиеся движения. Часто это так называемый «манежный бег» — когда ребенок без остановки на ограниченной площади совершает постоянное движение по кругу.
Часто у таких детей повышен тонус мышц ног, из-за этого они бегают на носочках. Они могут увлечься какой-то одной игрушкой или каким-то одним мультиком, и долгое время, не переставая, смотреть одни и те же кадры или постоянно совершать одни и те же игровые действия. Им очень трудно переключаться с одного на другое, сложно менять привычные стереотипы. Например, рождение нового ребенка, любые другие перемены в семье для них являются тяжелым стрессом и вызывают бурную реакцию.
Вообще, внезапные, неожиданные, аффективные реакции, которые могут возникнуть в самой спокойной обстановке, тоже один из таких характерных видов поведения аутистов.
Не умеют делать дети-аутисты очень многое, к сожалению. Для них характерна моторная неловкость, и поэтому они не умеют выполнять элементарные действия по самообслуживанию — не могут завязывать шнурки, застегивать пуговицы, одеваться. Иногда они не умеют есть с помощью ложки и вилки. Но самое главное — они не умеют устанавливать контакты, не умеют сочувствовать, сопереживать. Все это очень индивидуально и зависит от нюансов нарушенного психофизического развития.
Отличаются ли признаки аутизма у мальчиков и у девочек?
Андрей Шмилович: Этот вопрос не совсем корректен. Признаки аутизма одинаковы для мальчиков и девочек. Единственное, я могу сказать, что среди аутистов больше мальчиков.
Как улучшить состояние ребенка с аутизмом?
Андрей Шмилович: Если аутизм патологический и связан с болезнью, его можно и нужно лечить. Есть достаточно много лекарств, есть большое количество различных специальных методов психофизического развития, помогающих гармонизировать психику ребенка, улучшить его развитие. Этим занимаются нейропсихологи, логопеды, дефектологи.
Также существуют различные психотерапевтические методы и приемы, которые используют специфично в случае аутизма. Пожалуй, самый популярный из них на сегодняшний день во всем мире — это так называемая ABA-терапия. По мнению ее авторов, она почти всегда дает хороший результат.
С чем можно спутать аутизм у детей?
Андрей Шмилович: Не спутать, а дифференцировать аутизм у детей нужно со многими другими заболеваниями, начинающимися в детском возрасте. Это может быть органическое заболевание головного мозга, связанное с патологиями беременности, родов. Это может быть эпилепсия, детская шизофрения, серьезные стресс-индуцированные нарушения, так называемые психогенные состояния, и много чего еще. Можно и нужно дифференцировать аутизм с задержками психического развития и речевого развития и умственной отсталостью.
Как ведут себя такие дети в семье, и нужно ли как-то пытаться корректировать их поведение?
Андрей Шмилович: Аутистам очень не нравится смена привычных жизненных стереотипов. Часто им не нравятся какие-то определенные продукты питания. Например, ребенок ест только зеленые продукты и категорически отказывается от всего, что содержит в себе красный цвет. Или, например, они могут категорически возражать надеть какую-то одежду, обувь и т.д. Им может не нравиться какая-то зубная щетка или мыло. Какие-то обычные предметы, которые не выглядят неудобными или страшными, но во внутреннем, необычном для нас мире аутиста эти вещи могут занимать для него крайне травмирующее, негативное место.
С аутистами должны работать профессионалы. Очень важно дифференциально диагностировать вид аутизма. Если он патологический, то активно начать психиатрическое лечение. Если не патологический, то настойчиво заниматься развитием, гармонизацией ребенка в специальных центрах. В большинстве случаев этого не происходит по причине стигматизации родителей, которые считают обращение к подобным специалистам чем-то постыдным, чем-то ужасным.
Особенно часто это касается матерей, хотя и отцов тоже, которые никак не могут принять факт, что их ребенок особенный, что у него есть отклонение от нормы или какая-то атипия. Категорическое отрицание очень часто приводит к раздражительным, негативным реакциям в адрес тех специалистов, которые замечают это, говорят об этом и пытаются помочь — это могут быть воспитатели, педагоги в детском саду, в школе, психологи, психотерапевты, психиатры.
Поэтому, если это читает сейчас кто-то из родителей, кто внутренне никак не может решиться обратиться к таким специалистам и принять это, я настоятельно рекомендую все-таки преодолеть свои комплексы и пойти за профессиональной помощью ради ребенка. От этого может зависеть вся его дальнейшая жизнь, его судьба. От вашего решения делать что-то сейчас или нет, потому что когда ребенок вырастет, к сожалению, мы столкнемся уже с тем, что точка невозврата будет пройдена.