Очередной выпуск приключений ксеноморфа вышел в августе с приставкой «Ромул» в названии, собрал вторую по величине кассу среди всех картин серии и на неделе зарелизился в цифре.
Мы отсмотрели ленту и расскажем, насколько претензии формата Make Alien Great Again оказались оправданными.
История начинается традиционно для жанра: одиноко дрейфующий в безмолвном космосе звездолет, научная станция, какие-то люди в скафандрах нашли чего-то такого страшного, что точно станет причиной их смерти в жутких мучениях.
События происходят между оригинальным хоррором Ридли Скотта (1979 г.) и сиквелом Джеймса Кэмерона (1986 г.).
После вступления действие переносится на шахтерскую колонию априори злой корпорации Weyland-Yutani, где солнца не видно круглый год.
Там зрителям представляют главную героиню — девушку-сироту Рэйн (Кейли Спейни). Она вместе с приемным братом, у которого наблюдаются явные поведенческие нарушения, пытается покинуть планету после выполнения трудового контракта, но руководство отказывает ей и накидывает сверху дополнительных 5-6 лет тяжелой работы, сопряженной с высокими рисками летального исхода.
Фото: kinorium.com
В этот момент с ней на связь удачно выходят старые друзья, которые почти буквально предлагают поучаствовать в предприятии формата «зашли и вышли, приключение на 20 минут». Спустя пару минут колебаний и демонстрации лобовых визуальных метафор в виде птицы, запертой в клетке, группа великовозрастных детишек отправляется на орбиту. Они запеленговали там обломки неизвестного судна, которые планируют обчистить — забрать криокапсулы, необходимые для побега в другую систему с ненавистной им планеты.
Ключевая роль в деле отводится убогому брату протагонистки (Дэвид Джонссон), который на поверку оказывается совсем не родственником, а синтетиком, запрограммированным ее оберегать.
И в этом месте вскрывается первая проблема фильма. Тема искусственного интеллекта была сквозной для всех проектов франшизы (да и для всех Sci-Fi трудов Ридли Скотта), но здесь ее разворачивают каким-то совсем странным образом.
Фото: kinorium.com
Нам рисуют фигуру чернокожего очевидно ущербного андроида, с заметными невооруженным глазом ментальными проблемами, который обижается, когда его называют подделкой под человека, и предпочитает термин «искусственная личность». Во имя расползающейся словно чума в Средневековье инклюзивности у аудитории изо всех сил нарочито пытаются вызвать эмпатию к этому заводящемуся с толкача роботу Энди (отсылка к «Истории игрушек»?).
Сопереживать высокотехнологичному ведру с гайками, когда реальные люди в настоящем мире взаправду теряют работу из-за бума нейросетей? Воспринимать это иначе как дешевый наброс не получается.
А на этом, к сожалению, строится большая часть повествования, которое дальше идёт уже по накатанным и проверенным рельсам: лицехват к кому-то присосался, отложил яйцо, грудолом сбежал, взрослая особь начала охоту, а в финале кого-нибудь обязательно выкинут в открытый космос.
Фото: kinorium.com
Это переменные, которые были во всех частях. Они тасуются, меняются местами, но сумма, начиная с триквела, в среднем остается неизменной.
Справедливости ради стоит отметить, что интересных находок все же хватает. Например, есть одна боевая сцена с нулевой гравитацией. Да, она, скорее всего, была подсмотрена в игре Dead Space (которая сама насквозь дань уважения «Чужим»), но ощущается все равно свежо.
В Alien: Isolation создатели, судя по всему, тоже играли — так много оттуда можно заметить пересечений с торговой станцией «Севастополь».
Фото: kinorium.com
В техническом плане — обустройства декораций, графики, общей стилистики ретро-футуризма и звукового оформления — картину можно только хвалить.
Много кадров, снятых под копирку с первых двух картин, но они используются максимально уместно и воспринимаются позитивно — также как трибьют классике.
Фото: kinorium.com
Актерские работы хорошие. Франшиза крепко стояла на хрупких плечах сильных и независимых женских персонажей с несгибаемыми характерами задолго до того, как это стало мейнстримом. В этом разрезе Кейли Спейни молодец и со своей задачей полностью справилась — бывалая прапорщица Эллен Рипли могла бы ей гордиться.
Но в итоге у «Ромула» все равно не получается избавиться от «спорного» статуса. Это точно не тот фильм, который можно однозначно рекомендовать к просмотру даже фанатам хорроров.
Фото: kinorium.com
Действительно свежие находки или приемы можно пересчитать по пальцам, а на одних удачных отсылках к культовым предшественникам далеко не уедешь (спросите у «Звездных войн»).
«Ромул» в своем сюжете слишком обособлен и отгорожен от остальных проектов про ксеноморфа, как будто и нет там никакого лора, который развивался 45 лет. По-хорошему, этой вселенной нужен нормальный архитектор масштабов Кевина Файги в его лучшие годы, который бы все систематизировал, привел к общему канону, определил наконец-то роль яутжа в этом бардаке и т.д.
В «Прометее» была шикарная Шарлиз Терон, «Завет» был отвратительной во всех отношениях помойкой, но там хотя бы блистал актерский гений Майкла Фассбендера.
У «Ромула» есть на данный момент нечто более значимое — кассовый успех. Поэтому есть надежда, что в продолжении, на которое намекает концовка, авторы справятся со своей задачей получше.
Оценка: 3,5 из 5.
Фото: kinorium.com