«Остров Сахалин» — Российский академический молодежный театр (РАМТ), 21 и 25 октября, Москва
В РАМТе предлагают поговорить о другом Чехове. Нет, это все тот же Антон Павлович, создавший знаменитые на весь мир пьесы, мастер рассказа, умевший «говорить коротко о длинных вещах». Но «Остров Сахалин» — совершенно особое произведение классика, в основу которого легли его путевые заметки, сделанные после путешествия на закрытый остров летом-осенью 1890 года.
Здесь нет и следа художественности Чехова-прозаика. Слог сжатый и холодный рисует документальную картину жизни на сахалинской каторге в мельчайших нюансах, в суровых цифрах статистики. Но как в этом наборе фактов, неоконченных разговоров, брошенных фраз обнаружить театр? Как дать почувствовать зрителю «опечаленное и негодующее сердце писателя»? Знает режиссер Олег Долин, взявшийся за этот непростой материал.
«Я давно хотел ставить «Остров Сахалин», еще в ГИТИСе, — рассказывает он. — Меня завораживал совершенно другой Чехов, который предстает перед нами в этом произведении. В центре есть герой, он неподвижен. А вокруг него, в калейдоскопе наблюдений, крутится каторжный остров».
Это объясняет и жанр постановки, который создатели определили как «калейдоскоп каторжных наблюдений». К чеховскому тексту режиссер добавляет архивные документы и личные письма. Но не самого Чехова, а письма семьи к нему. Это сторонний голос людей сочувствующих, переживающих за родного человека, который заплатит гибельную цену своим здоровьем за три месяца сахалинского исследования.
В ролях артисты Андрей Лаптев, Дарья Затеева, Илья Барабошкин, Алексей Гладков, Иван Канонеров, Николай Угрюмов. К слову, зрителям РАМТа Олег Долин хорошо знаком по спектаклям «Зобеида» и «Медведко».
«Роман о Розе» — Театр им. Гоголя, 20 октября, Москва
«Роман о Розе» высится над французским XIII веком как готический собор, величие которого открывается на расстоянии. Он богат символами, аллегориями, красочными ассоциациями и вместе с тем поражает актуальностью в рассуждении о любви. Свод житейской морали перемежается с тончайшим французским юмором, психологической правдой и красотой слога. В Театре им. Гоголя все это великолепие решили еще и украсить музыкой — будут звучать редкие инструменты эпохи Средневековья.
«Литература этого периода не так хорошо известна широкой публике, и это незаслуженно. Обаяние текста, незатейливость и в то же время ажурность сюжета, остроумие и интеллектуальный масштаб авторов, создавших это произведение, все это в сочетании с музыкальным материалом той эпохи создает удивительную атмосферу», — говорит режиссер Катерина Анохина.
Участие в спектакле примут и вокалисты: сопрано Анастасия Мельник и Диана Айсина, бас Вячеслав Короленко, тенор Михаил Манашеров и барочное меццо-сопрано Наталья Литвак. Художественное слово — Дмитрий Высоцкий.