Стало уже избитой шуткой, что зима в России всегда приходит внезапно: как правило, атмосферный фронт создает коллапс на улицах городов и автотрассах, и это повторяется из года в год. Извлекают ли коммунальщики уроки из предыдущих снежных катаклизмов, меняется ли что-то в организации борьбы со снегом, выясняли корреспонденты “РГ”.
Белая полоса
В канун первого снегопада ГИБДД Екатеринбурга выпустила пугающее сообщение о неготовности уборочной техники областного центра к зимнему сезону. Жители вздрогнули, памятуя о мытарствах прошлой многоснежной зимой, когда дороги оставались нечищеными в течение нескольких дней.
К счастью, на этот раз коллапса не случилось. Снега выпало не так много, чтобы сгребать ковшами и вывозить на полигон, спокойному движению по городским улицам мешало только быстрое обледенение асфальта. С этой неприятностью городские службы справились оперативно, выпустив на линию 160 машин, большинство из которых было задействовано для разброски противогололедных средств. Реагентов в нынешнем году закупили с запасом: более 6000 тонн песка и почти 9000 тонн специальной смеси.
На обвинение Госавтоинспекции замглавы Екатеринбурга Алексей Бубнов ответил просто – напомнил, что официально зимний дорожный сезон стартует на Урале 15 октября. То есть досрочный снегопад стал просто тренировкой перед началом длинного трудного сезона.
Надо отдать должное Госавтоинспекции за круглосуточное дежурство на трассах и помощь водителям
В распоряжении дорожно-эксплуатационных управлений Екатеринбурга сейчас немногим более 600 единиц уборочной техники. Масштабное обновление парка было два года назад, когда по лизинговой схеме закупили 80 новых уборочных машин – расплачиваться за них бюджет будет в течение пяти лет.
Об обновлении парка дорожных служб, на попечении которых находятся региональные и федеральные трассы, не сообщалось давно. Тем не менее и на магистралях первые снегопады водители пережили относительно спокойно, правда, были сообщения о заторах на трассах, например, на курганском направлении. На очистку региональных дорог вывели даже меньше техники, чем в областном центре, – сто спецмашин, но больших пробок не фиксировалось. За первые сутки снегопада на трассах Свердловской области произошло десять столкновений, все ДТП, по утверждению ГИБДД, – по вине водителей. Многие водители, не успевшие сменить летние шины на зимние, просто благоразумно предпочли остаться дома.
Зато не упустили выгоду водители свердловских такси. Асфальт еще не успела покрыть пороша, как цены на поездки подскочили в три раза. Самый дешевый вариант начинался с 700 рублей. Ну а за возможность оперативно добраться из центра Екатеринбурга до аэропорта Кольцово запрашивали 1,5 тысячи.
Фонтан эмоций
Челябинский губернатор Алексей Текслер с приходом холодного фронта предупредил, что отговорки о неожиданно выпавшем снеге больше не принимаются. “Предупреждения от синоптиков были заранее, перед всеми службами стояла задача подготовиться, оперативно реагировать. Вот и проверим сейчас, сделаем выводы”, – написал он в телеграм-канале, напомнив подчиненным о персональной ответственности за возможные ЧП.
И все же без сюрпризов не обошлось. В областном центре на пересечении улиц Салавата Юлаева и 250-летия Челябинска из-под земли ударил мощный фонтан горячей воды. Из-за порыва 500-миллиметрового водопровода потоки кипятка затопили проезжую часть, и полиции пришлось ограничить движение до устранения аварии. А злые языки объяснили ЧП желанием властей согреть замерзающих в домах горожан прямо на улице.
Много нареканий было и по уборке снега, несмотря на указание властей уделять особое внимание тротуарам и дворовым проездам. В мэрии отчитались, что последствия непогоды в субботу устраняли 1423 дворника и не меньше сотни единиц техники, однако их усилий, по общему мнению, оказалось недостаточно.
Но в целом первую атаку зимы регион пережил без серьезных ЧП. Надо отдать должное Госавтоинспекции за круглосуточное дежурство на трассах и помощь водителям. Особенно много хлопот доставили федеральная трасса М5 в горнозаводской зоне, обход Челябинска и дорога на Курган, на которой возникли многокилометровые пробки.
В Челябинске прокуратура начала проверку общественного транспорта
В самом Челябинске прокуратура начала проверку общественного транспорта и пообещала дать оценку действиям должностных лиц, ответственных за организацию перевозок и содержание дорог. Поводом стали многочисленные жалобы пассажиров, которым пришлось мерзнуть на остановках и штурмовать переполненные маршрутки. Добавило негатива повышение тарифов на 23 процента с 15 октября, а пояснения регионального миндортранса о необходимости индексировать зарплату водителей и обновлять транспортный парк, по всей видимости, только подлили масла в огонь.
Соль дорог
В Тюмени на битву с октябрьским снегом первыми вышли 270 рабочих и 197 дорожных машин. Спустя несколько часов система мониторинга уборки города показывала, что на линии уже 362 единицы техники, большая часть трудилась на основных путепроводах и в центре, где самый напряженный трафик.
На специальном селекторе в мэрии напомнили, что дворовые территории курируют управляющие компании: в первую очередь они должны обеспечить расчистку входных групп многоквартирных домов, самых востребованных у жителей тротуаров и подходов к мусорным площадкам. Опасные сосульки на козырьках и крышах – тоже зона внимания УК. Однако в пятницу, после суток снегопада, выяснилось, что просьбам работать споро и ответственно вняли не все из них – городские чаты “раскалились” от жалоб жильцов. Такие вопросы в городе решают в том числе через портал “Тюмень – наш дом”, на котором можно написать обращение с точным адресом, где не убрано, заявку направят инженеру квартальной инспекции, а он свяжется с “управляшкой”. На первый взгляд, цепочка длинная, но схема отрабатывалась годами и дает результаты.
Случайно или нет, но приемка техники перед зимним содержанием автомобильных дорог Тюменской области прошла ровно за день до стихии. К слову, в оперативном управлении регионального Управтодора находится 8,6 тысячи километров.
– Бороться с зимней скользкостью будут 300 единиц техники – комбинированные дорожные машины, автогрейдеры, тракторы, фронтальные погрузчики. Первым делом по плану убираем региональную дорогу в обход Тюмени и далее по всем направлениям – на Свердловскую, Курганскую, Омскую области и на Югру, – говорит главный специалист Управтодора Виталий Посохов.
У одного из подрядчиков, ДРСУ № 2, к снежному сезону пока подготовлено 70 машин, еще две новые на подходе. Это 80 процентов автопарка, остальная техника пока занята на стройках, но, если зима начнет лютовать, ее тоже выведут на трассы. Дорожная служба курирует 220 километров областных трасс, а также 60 километров городских и муниципальных дорог.
– Мы уже запаслись чистой солью без примесей для наведения порядка на тротуарах и дорогах интенсивного движения при температуре от нуля до минус 20 градусов, чтобы не разводить грязь. А песко-соляную смесь оставим для дорог, которыми население пользуется не так активно. На базе сейчас 6,5 тысячи тонн хлорида натрия – хватит до конца зимы, – рассказывает замдиректора предприятия Андрей Севрюгин.
Оператор КДМ Юрий Мякишев подтверждает: для избавления от наледи средства безопаснее и одновременно эффективнее, чем соль, еще не придумали.
Тем временем
Резкое похолодание стало причиной ажиотажного спроса на услугу шиномонтажа. По данным одного из операторов сотовой связи, в Екатеринбурге число заходов на сайты профильных компаний уже в первой половине дня снегопада выросло на 43 процента. “РГ” обзвонила три крупные шиномонтажки, и везде автоответчик предлагал клиенту не ждать ответа оператора, а самостоятельно записываться через сайт. Там вакантные слоты всплывали лишь через неделю. Впрочем, цены на такие услуги особо не изменились, например, за четыре 14-дюймовых колеса они варьируются от 1680 до 3000 рублей в зависимости от популярности автосервиса. Как рассказал директор компании “D3” Вадим Гирфанов, в его мастерской запись на шиномонтаж идет на пять дней вперед, при этом цены на стандартную процедуру перебортовки колес выросли всего на двести рублей, а до этого не менялись четыре года.
Чтобы сократить очереди и не упустить выгоду в такие горячие дни, многие автосервисы заранее наращивают кадровый резерв, привлекая временных сотрудников, в том числе студентов. По словам руководителя центра обучения студентов компании “Римекс” Светланы Пушпашевой, в этом году задействовали 150 старшекурсников колледжей – будущих автомехаников. В зависимости от графика они могут заработать от 3 до 11 тысяч рублей за смену.