Банки трех крупнейших небанковских экосистем занимают 40% на рынке электронных денег, хотя три года назад их доля была в 20 раз меньше. Об этом рассказала первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова на форуме «Финополис», который организован Банком России.
«Цифра, которая меняет наш платежный ландшафт, — за последние три года банки трех крупнейших экосистем, которые основаны на бигтехе, заняли 40% рынка электронных платежей (операций с электронными деньгами. — РБК). Три года назад это было 2%», — сказала Скоробогатова.
В России существует три бигтеха, которые развивают банки в рамках своих экосистем, — это «Яндекс», Ozon и Wildberries. Традиционные крупные банки не раз отмечали, что обеспокоены ростом конкуренции с маркетплейсами в финансовом секторе.
Комментируя развитие платежного сектора, Скоробогатова отметила, что в России в течение двух ближайших лет 90–92% платежей будут проходить безналично. «Это уровень мировых лидеров с точки зрения развития безналичных платежей», — подчеркнула Скоробогатова.
По статистике ЦБ за три года количество платежей по картам сократилось на 12%, а доля платежей с помощью других инструментов выросла, добавила Скоробогатова. Она пояснила, что люди начинают выбирать для оплаты покупок QR-коды, Систему быстрых платежей и биометрию.
Какие банки развивают бигтехи
Онлайн-ретейлер Ozon весной 2021 года купил у Совкомбанка небольшой Оней-банк, который затем переименовал в Озон Банк. В июле 2022 года Озон Банк запустил дебетовую карту в формате электронного кошелька, которая позволяет оплачивать товары на маркетплейсе со скидкой, а с декабря 2023-го стал привлекать средства физлиц на депозиты.
«Яндекс» приобрел небольшой банк «Акрополь» летом 2021 года и переименовал его в Яндекс Банк. В сентябре 2022-го банк также начал выпускать дебетовые карты как электронные кошельки, еще примерно через год — вклады.
В феврале 2021 года основная владелица и глава онлайн-ретейлера Wildberries Татьяна Бакальчук приобрела 100% акций банка «Стандарт-Кредит». Через несколько месяцев он был переименован в Вайлдберриз Банк. С января 2022 года организация выпускает дебетовые карты, в ее линейке появился электронный кошелек «WB Кошелек» для оплаты товаров на маркетплейсе.
Электронные кошельки можно открывать онлайн. Для прохождения упрощенной идентификации клиентам нужно указать фамилию, имя, отчество и номер паспорта. Полная идентификация требует присутствия клиента в офисе компании для подтверждения личности. От статуса идентификации зависит функционал платежного средства и ограничения по суммам идентификации.
Глава Альфа-банка Владимир Верхошинский в июне называл конкуренцию маркетплейсов в финтехе несправедливой. Он заявил, что значительное число клиентов Озон Банка предпочитают его из-за скидок на маркетплейсе. По словам главы Альфа-банка, если в реальном секторе экономики есть убыточное предприятие и при нем банк, обслуживающий только его интересы, то ЦБ такой банк закроет. «Почему в цифровой экономике по-другому, я не понимаю», — задавался вопросом Верхошинский.
При этом управляющий директор Ozon Сергей Беляков в ответ на слова Верхошинского указал, что 40% клиентов Озон Банка оплачивают свои покупки вне маркетплейса, а все ведущие банки имеют свои продукты лояльности, скидки и кешбэки и также стимулируют пользование ими. Татьяна Бакальчук отмечала, что значительная доля клиентов интернет-площадки пользуются не онлайн-кошельками, а картами банков.