Голос и портреты Елены Образцовой на экране публика встречает аплодисментами, слышит и видит на протяжении всего вечера между концертными номерами. Все, кто выходит на сцену Большого, где она прослужила более четырех десятилетий, так или иначе связан с великой певицей.
Первый «Оперный бал» десять лет назад стал и последним в жизни Елены Образцовой после ее ухода в 2015 году, превратившись в своеобразный бренд Благотворительного фонда ее имени. И это уже шестой вечер под таким названием. Первыми на сцену вышли Екатерина Сергеева и Владимир Дмитрук, исполнив дуэт Марины Мнишек и самозванца из оперы «Борис Годунов». Именно с этой оперы началась биография Елены Образцовой в Большом театре в 1963 году.
Программа концерта оказалась составлена из фрагментов исключительно русских опер. Марфа в «Хованщине», Любаша в «Царской невесте» и, конечно, Графиня в «Пиковой даме» были для Елены Образцовой знаковыми в творчестве и карьере. Но представить ее образ без Кармен, Амнерис, Далилы, Эболи или Сантуццы просто невозможно. В репертуаре певицы было более восьмидесяти оперных партий, так что выбор был огромный. Однако надо заметить, что гала-концерт всегда очень трудно собрать в драматургически цельное и стильное представление. В данном случае связующей нитью оказалась россыпь цитат из интервью Елены Образцовой разных лет.
— Театр — моя духовная жизнь, тайна, которая принадлежит только мне. Мне кажется, что на сцене я живу намного полнее, ярче, чем в реальности. Здесь сильнее чувства, страсти, здесь все глубже, правдивее и чище… Театр — это громадное таинство и громадное счастье; это горе и страдания. Сладкая каторга, которой хочется, чтобы никогда не было конца, — убеждена Елена Образцова.
Тайной большого, настоящего искусства делились в этот вечер Ольга Бородина и Хибла Герзмава. Гениально исполнив как раз знаменитую сцену Графини из «Пиковой дамы» без комикования и шаблонных ужимок, Ольга Бородина одной лишь благородной красотой голоса создала незабываемый образ мистической старухи. А Хибла Герзмава вдруг предстала в роли Татьяны Лариной в финальной сцене из «Евгения Онегина», оперы, которую пела лишь однажды в лондонском Ковент-Гардене. И это было роскошно: строго, но трепетно и очень точно и пронзительно. Так что в России сегодня есть исполнительницы, которых можно и нужно принимать как наследниц самых выдающихся русских певиц.