Кроме того, обсуждение завершилось и на портале общественного обсуждения законодательных актов. В общем, шансы на принятие новых поправок велики.
Главные из них — мопеды, электровелосипеды и электросамокаты объединят в одну группу: микромобильные устройства.
Зачем это надо — не совсем понятно. Тем более что и допуск к управлению этими транспортными средствами сильно отличается. Так, например, водители мопедов должны иметь хоть какие-нибудь права. Минимум категории «М». Кроме того, они должны еще иметь страховку ОСАГО.
Водители электровелосипедов, а также электросамокатов не должны иметь ничего. Ни прав, ни страховки, ни знаний правил. Поэтому довольно странно выглядит такое объединение. Уж если водителей мопедов в эту группу включили, то давайте обяжем всех остальных участников соответствовать. То есть пройти обучение, сдать экзамен, получить права. Купить страховку…
Недаром на обсуждении этого законопроекта один из экспертов предложил ввести новую подкатегорию «М1» — именно для тех, кто управляет электровелосипедами и электросамокатами. Знание Правил дорожного движения им лишними не будут.
Водитель электросамоката, если он его собственник, должен будет зарегистрировать свою поездку перед выездом из дома
Еще один громкий момент этих поправок: категорический запрет на использование любых устройств, не предусмотренных конструкцией автомобиля. Увы, и тут возникают нехорошие вопросы.
Если конструкцией автомобиля предусмотрена медиасистема, то я могу, сидя за рулем, просматривать фильмы. В то же время я не могу пользоваться некими устройствами, которые к автомобилю не имеют отношения. Например, всякими курительными гаджетами: вейпами и айкосами. При этом курить сигареты, сигары и прочее имею полное право.
Только на этапе обсуждения законопроект получил такое огромное количество поправок, что, казалось, лучше его переписать, чем править. Тем не менее рабочую группу он прошел, общественное обсуждение — тоже. Осталось дождаться его внесения в правительство. Поправки в Правила дорожного движения — это задача правительства.
Как считают эксперты, проект требует больших доработок. Уже сейчас в распоряжении редакции есть документ с поправками аж на 23 страницы. Не факт, что все они войдут в конечный текст.
Тем не менее наиболее значимые, которые касаются большого количества граждан, мы перечислили. Остальные носят технический характер.
Однако даже эти поправки вызывают огромное количество вопросов, несмотря на то, что они вполне соответствуют действующим законам.
Итак, электросамокатчик, имеющий собственное устройство для передвижения, выезжает из дома по своим делам. Он должен зарегистрировать эту поездку? Согласно новым правилам, если они будут приняты — обязан.
Автомобилист, который выезжает из своего двора по своим делам, должен это проделывать?
Конечно же нет.
Даже пешеход, выходя из дома, не должен с кем-то согласовывать маршрут, фиксировать время поездки и использование какого-либо транспорта. Однозначно — избыточная мера.
Контроль за электросамокатами, электровелосипедами, конечно, нужен. Но все должно иметь свои рамки.
Трудно избавиться от впечатления, что идея повесить номера на все эти средства «микромобильности», как их обозначил новый законопроект, включив в них еще и мопеды, до добра не доведет.
К примеру, для регистрации электросамокатов, а также электровелосипедов, необходима их идентификация. Но номеров на рамах у них нет. Номеров двигателей — тем более. Как можно распознать транспортное средство, у которого нет номеров на основных деталях?
Правильно, для этого требуется сертификация как ввозимых, так и выпускаемых в стране устройств. Увы, но к этим высотам лежит путь пока еще более далекий, чем путь к регистрации.
Кроме того, к самокатчикам, как к пользователям транспортных средств, Правила устанавливают требование не покидать место происшествия. То есть если электросамокатчик сбил пешехода, то он должен стоять на месте до приезда ГИБДД.
Самое интересное, что это условие и сейчас существует в Правилах. Электросамокаты относятся к транспортным средствам. Пока еще не к механическим, но тем не менее к транспортным. То есть к устройствам повышенной опасности. А для таких устройств установлены жесткие правила. Правда, мало кто о них знает.
Если же учесть, что даже не каждый автомобилист пользуется знаниями, почерпнутыми из этой небольшой книжицы, то для велосипедистов, электросамокатчиков и прочих управляющих средствами индивидуальной мобильности, а по-новому — микромобильности — они и вовсе могут оказаться неожиданным открытием.
Как пояснили в Госавтоинспекции, основная проблема поправок минтранса состоит в том, что в них нет четкого разграничения между средствами индивидуальной мобильности и мопедами. Кого куда относить? С кого требовать права, с кого нет? На каком основании?
В общем, законопроект хоть и интересный и всеми одобренный, но выглядит по-прежнему далеким от совершенства и, очевидно, требует дальнейшей глубокой доработки.
Только за время общественного обсуждения общий объем поправок, предложенных к внесению в проект, составил 23 страницы. Так что осталось дождаться последней редакции.