Один из самых дорогих городов Америки Сан-Франциско, расположенный по соседству с некогда IT-столицей мира, Кремниевой долиной, стремительно пустеет. Бизнес закрывает свои магазины, IT-корпорации уезжают, а жители массово уезжают. «Сан-Франциско превращается в город призрак», пишут американские СМИ.
Всему виной эпидемия наркомании и преступности, обрушившаяся на город. Причем она создана людскими руками. Все благодаря нелепым законам и социальным экспериментам, которые ставят над жителями власти штата Калифорнии.
Как загнивает Сан-Франциско, рассказывает aif.ru.
Преступления, которых нет
«Если воришка схватит в руки товар и побежит с ним к выходу, максимум что я могу сделать — догнать его и попытаться вырвать украденное из рук. Даже трогать вора мне не разрешается. А уж тем более я не могу его задержать. Такие вот у нас законы — спасибо демократам», — рассказывает aif.ru Джейк, охранник в одном из магазинов одежды Сан-Франциско.
Джейк — работник одной из многочисленных охранных фирм, представители которых теперь почти обязательный атрибут в любом бутике. Он одет в синюю, похожую на полицейскую, форму, бронежилет, а на поясе у него висит пистолет. Это не боевое оружие — обычный тазер (стреляющий электрошокер — прим. ред.), поясняет он:
«Его я могу применить только в случае, если есть угроза кому-то из посетителей магазина или мне лично. Стрелять в грабителей я не могу», — отмечает охранник.
Причина столь странных правил — закон о декриминализации так называемых «магазинных краж». Теперь каждый желающий в штате Калифорния может обнести магазин в рабочие часы на 950 долларов. Если украденное не превысит эту сумму, то тюрьма не грозит. Только штраф.
Закон приняли в рамках политики декриминализации преступности. В Калифорнии из-за высокой преступности тюрьмы были переполнены. Чтобы хоть немного их освободить, власти решили вообще не рассматривать мелкие преступления. Кроме того, был и политический момент. Большинство воришек — представители цветного населения США. Прежде всего афроамериканцы и латиноамериканцы. В свете разговоров о «жестокости полиции» и расизме Демократическая партия, которая правит в Калифорнии, решила сыграть на этом, чтобы поднять свои рейтинги. Речь даже зашла о том, что белое население США должно платить афроамериканнцам репарации за годы расизма. Если людям будет позволено «заимствовать» что-то с полок магазинов на незначительные суммы, так ничего страшного — «они просто пытаются выжить».
Закончилось это закономерно. В США появилось такое понятие как «лутинг» — когда люди средь бела дня толпой залетают в магазин и начинают хватать все, что плохо лежит. Огромное количество видео, где случайные прохожие снимают такие налеты, легко найти в американском сегменте сети. Полиция оправдывает — все дело рук банд! Но Джейк считает иначе.
«Это раньше такие налеты устраивали в основном банды. Сейчас, когда люди поняли, что им ничего не будет за кражу, этим занимаются уже все подряд. Можно увидеть, как прилично одетая белая женщина выходит идет из магазина с сумками, набитыми одеждой, за которую она не заплатила. А что, если за это нет наказания, то почему бы не забрать?» — рассказывает он.
Защитить магазины от краж теперь могут только такие работники охранных фирм, как Джейк. Полиция, скорее всего, даже не отреагирует на вызов. Все равно сделать она ничего не может.
Нашествие зомби
Магазинные кражи — лишь часть проблем, обрушившихся на Сан-Франциско. В городе стремительно растет количество бездомных, среди которых процветает эпидемия наркомании.
Бездомные в Сан-Франциско были всегда — это второй по величине имущественного расслоения город в США после Атланты, где к тому же очень дорогое жилье. Потеряв работу, человек очень часто оказывался и на улице, не в силах платить космические полторы-две тысячи долларов за аренду жилья.
Но свой вклад внесли и городские власти. В Сан-Франциско очень сильны близкие к демократам некоммерческие организации, которые считают неправильной стигматизацию наркомании. Дескать, если говорить людям, что потребление наркотиков — это плохо, то они будут стесняться признаться в проблеме, и ее будет невозможно решить. Более того, врачи должны помогать наркоманам, выдавать им чистые шприцы, чтобы они не могли подхватить какую-то заразу из уже побывавших в употреблении, а также чуть ли не помогать с приемом дозы. Власти прислушались. Результат этого социального эксперимента теперь можно увидеть на улицах города.
Некоторые районы буквально кишат ходячими «зомби». Сотни людей, застывшие в невероятных позах с отсутствующим взглядом, сидящие вдоль стен. Они не боятся принимать наркотики открыто — за наркопотребление не предусмотрена никакая ответственности. Полицию здесь настолько не боятся, что наркоманы лежат даже рядом с полицейским участком. Вот участок, а через 50 метров от него, на другой стороне улицы или в ближайшей подворотне — прибывающие в ином мирю люди, которые легко могут достать «товар» у дилеров, находящихся здесь. Их тоже никто не ловит.
«Конечно, молва о том, что наркотики в Сан-Франциско достать легко, прокатилась по всей стране, и к нам сюда начали приезжать наркопотребители, — рассказывает местный жителей Джей-Ти, который пытается помогать бездомным. — В основном, это были те же бездомные, которых сюда привлекал и теплый климат — ночевать на улице можно круглый год. Кроме того, социальные службы кормят бездомных, дают им бесплатную одежду и даже телефоны. В итоге количество бездомных, принимающих наркотики, начало резко расти. Последствия мы видим вокруг».
В 2023 году Сан-Франциско поставил печальный рекорд — 804 смерти от передозировки, в три раза больше, чем четыре года назад.
Великий исход
Основной район, где живут бездомные в Сан-Франциско — Тендерлойн. Это почти самый центр. Естественно, большое количество наркопотребителей безопасности не способствует. Обычное преступление в районе — грабители ночью разбивают окна магазина и выносят из него банкомат. Но преступность растет во всем городе. В сентябре 2022 года местное издание San Francisco Chronicle сообщило, что, согласно опросам, за последние пять лет 45% жителей Сан-Франциско стали жертвами краж, а 24% либо подвергались угрозам насилия, либо стали жертвой насильственного преступления.
Власти города говорят, что проблема не в наркоманах, а местных бандах. «Нам говорят, что наркоманы безобидны. Но насколько может быть безобиден человек, который не отдает отчета в своих действиях», — задает риторический вопрос Джейк.
А поскольку полиция не может взять ситуацию под контроль, из города начался великий исход. Магазины зарывают, фирмы перевозят офисы в штаты поспокойнее, жители уезжают.
Теперь центральная улица Сан-Франциско все больше производит впечатление города призрака. Огромное количество заколоченных магазинов, закрытых отелей, полупустых торговых центров. «Ведь внезапно оказалось, что декриминализация краж не способствует бизнесу. Удивительно!» — горько иронизирует Джейк.
Свой вклад в опустение города внесли еще три вещи. Первая — эпидемия коронавируса. С ее началом многие компании перевели работников на удаленку, а затем просто не стали возвращать обратно. Вторая — ЛГБТ*-повестка. Власти штата приняли закон, по которому учителя теперь не обязаны сообщать родителям, если их дети хотят поменять пол, а родители не могут запретить детям смену пола. «Прогрессивное» безумие очень не понравилось многим консервативно настроенным людям. Наконец, третье — высокие налоги. Чем больше компаний уезжало, тем больше росли налоги на бизнес — надо же кому-то оплачивать социальные эксперименты властей и общественников.
«Безумием» происходящее в Калифорнии назвал миллиардер Илон Маск. Ситуацию в Сан-Франциско он назвал «апокалипсисом» После чего начал процесс переноса своих компаний в консервативный Техас. Кроме него из Калифорнии уже уехали такие мастодонты Кремниевой долины, как Oracle и Palantir Technologies, а также HP. Бегство последней компании можно назвать наиболее знаковым. Ведь именно с нее и началось образование центра IT-индустрии в Кремниевой долине. К слову, HP тоже переехала в Техас.
При этом 32% офисной недвижимости Сан-Франциско уже пустует. По сравнению с пятью годами ранее город потерял 250 тыс. человек. При этом в основном уезжает средний класс. А на их место приезжают новые жители — мигранты из стран Латинской Америки и наркопотребители со всех концов страны.
* ЛГБТ+ — организация признана в России экстремистской.
<!—Расположение: —>