Мысли о заселении дальних планет не дают покоя ученым. Разрабатываются корабли и ракеты, средства защиты от радиации — солнечной, галактической. Но техника техникой. Самая главная проблема — люди. И это признают все. Смогут ли земляне долететь до того же Марса? И смогут ли выжить там? Классика изоляции — монотония, одни и те же лица, лимиты на все и вся. Чего в избытке — это стрессов.
«Биосфера-2». Один из самых необычных наземных экспериментов: тридцать лет назад восемь американцев попробовали «поселиться» на другой планете. На два года. В аризонской пустыне была построена огромная лаборатория — «марсианская колония». Наглухо герметичная, как космическая станция. Под 500-тонными куполами из стекла и стали разместились испытатели, а также три тысячи видов растений и животных. Там росли деревья, паслись козы и свиньи, неслись куры. В водоемах плавали рыбы и креветки… Связь с внешним миром — только через компьютер.
Была создана полностью замкнутая экосистема. Как говорят, проект обошелся в $150 млн. Их выложил из своего кармана миллиардер Эдвард Басс. Однако затея с треском провалилась. Причина? Команда быстро раскололась на две противоборствующие группы, некоторые создали пары. Это сильно мешало нормальным исследованиям. Обстановка накалилась до предела. Такая деталь: даже спустя годы участники избегали совместных встреч.
Еще один важный нюанс: микроорганизмы и насекомые, с которыми испытатели отправились на поселение, неожиданно принялись стремительно размножаться. Они не только «воровали» кислород, но и опустошали то, что выращивалось «на полях». Колонисты стали терять в весе, задыхаться. Все оказалось настолько серьезно, что организаторам пришлось пойти на нарушение чистоты эксперимента — под купол начали забрасывать кислород и продукты. В итоге, рассказывают, ученые признали: в реальной ситуации все поселенцы умерли бы.
Чего хочет женщина
В России 10 лет назад состоялся эксперимент «Марс-500» по имитации пилотируемого полета на Марс. Все проходило в наземном экспериментальном комплексе Института медико-биологических проблем РАН. «Марсиане» — трое россиян, китаец, француз и итальянец. Ученые постарались по максимуму воспроизвести межпланетную экспедицию. 520 суток изоляции. Невесомость? И ее попытались смоделировать: членам экипажа пришлось какое-то время спать… головой вниз. Под углом минус 12 градусов. А потом носить специальные сдавливающие костюмы.
Внутри «Биосферы-2» были небольшие тропики, саванна, болота, пустыня и даже мини- океан с кораллами. Фото: Colin Marquardt / Wikimedia Commons
Любой был вправе покинуть «корабль», если вдруг стало совсем невмоготу. Он просто считался бы «погибшим». В куда менее сложном эксперименте однажды так и случилось: не вынес японец. Здесь же до финиша дошли все. Единой командой!
А сейчас в ИМБП заканчивается эксперимент SIRIUS-23: в имитаторе заперты на год четыре женщины и двое мужчин. Гендерный состав — серьезная провокация. В одной из прежних изоляций разразился скандал: канадка, единственная девушка в команде, неадекватно восприняла дружеский жест со стороны русского. «Было такое?» — спрашиваю у спецов. «Было», — не отрицают они. И подчеркивают: тут серьезнейшая проблема — формирование экипажа, взаимоотношений малых групп и т.д.
Этот вопрос в свое время как бы выпал из внимания ученых. Такой задачи для исследования даже не ставили. А вот теперь она есть. Аналитики говорят: дамы обязательно должны входить в состав межпланетных миссий. По мнению некоторых, женщина 45-55 лет — лучший кандидат для полета. Преимущества? Уживчивость, рассудительность, способность контролировать влечение.
Все подобные испытания нацелены на оценку уровня функциональных резервов человеческого организма. «Сейчас все заинтересованы в поиске маркеров стресса, — говорит директор ИМБП РАН академик Олег Орлов. — Для психологов, например, это отклонения в речевом взаимодействии членов экипажа. Для физиологов — какие-то тонкие вещи на уровне протеомных исследований. Например, изменение белкового состава мочи. Или, например, изучение выдыхаемого человеком воздуха: изменения, которые происходят в организме, оставляют здесь «след».
Трое в «звездолете»
А самый первый подобный в мире эксперимент был проведен почти 60 лет назад в СССР: целый год, с ноября 1967-го по ноябрь 1968 года, врач Герман Мановцев, биолог Андрей Божко и техник Борис Улыбышев провели в наземном «звездолете». На пятачке в 12 кв. метров!
Вот на таком пятачке «звездолета» жили и работали целый год испытатели. Фото: Соцсети
Как известно, Сергей Королев мечтал о самых дальних экспедициях — на Луну, Марс, к Венере. Определенные наработки к концу 1960-х годов уже имелись. Но специалисты посчитали: в день «марсианину» необходимо как минимум 700 г продуктов, 2,5 л питьевой и 5,5 л санитарно-бытовой воды, 800 г кислорода. На экипаж из трех человек — 11 тонн! И это перечеркивало все. Стало ясно: нужна система обеспечения с так называемым замкнутым циклом.
Для отработки прототипа такой системы королевское ОКБ-1 в содружестве с ИМБП и заводом «Звезда» построило аналог жилого отсека тяжелого межпланетного корабля. Ту самую знаменитую на весь мир исследовательскую «бочку». Шесть метров в длину, два шага в ширину. Три кровати — одна над другой. Столик, еле втиснутый в крохотное пространство «велосипед», санузел. Не пройдешь, чтобы не задеть кого-нибудь или что-нибудь. Интерьер — «нержавейка», темного цвета.
Отправляя испытателей-добровольцев в поистине драконовскую «ссылку», врачи хотели прежде всего посмотреть: есть ли предел психологическим перегрузкам человека. Скажем, один раз подкинули «аварийку» — резко повысилась концентрация углекислого газа. В другой — до тридцати градусов подскочила температура. Духота, влажность, хотелось пить. А потребление жидкости строго ограничено. Все требования испытатели выполняли от и до, а вот с водой хитрили. Пили из смывного бачка.
Сложнее всего приходилось командиру экипажа Герману Мановцеву. Когда уходил в изоляцию, его жена ждала ребенка.
— Дочь увидела меня впервые в восемь месяцев и никак не хотела идти на руки, — рассказывал он.
— А что раздражало в подобных условиях? — спрашивала я.
— Мелочи. В обычной обстановке и внимания не обратишь, а там… Манера есть, говорить.
Им было очень непросто. Из развлечений — только книги, музыка. Одни и те же кассеты надоели быстро. Телевизор был, но с внешней стороны: смотреть приходилось через иллюминатор. Результаты, которые ученые получили в ходе того уникального опыта, оказались на вес золота.