Весной стал распространяться феномен «хомяка» — так называемой игры Hamster Kombat (или «битва хомяков» в переводе) в чат-боте Telegram. Идея, которую позиционировали разработчики и создатели проекта, имена которых, к слову, точно неизвестны до сих пор, была проста: нужно нажимать на экран, получать виртуальные монеты, за что потом обещали реальные деньги. Существует целый сегмент игр, но в данном случае он оказался особо популярен.
Надежды были настолько велики, что люди ожидали сотни долларов, а кто-то больше, поэтому уделяли немало времени игре. При этом разработчики гарантированно не обещали большого дохода, говорили о том, что монеты можно будет продать на бирже. Но люди внушали себе большее, и повод был: схожая игра, где получили Notcoin, принесла пользователям неплохой доход — 200-300 долларов и больше.
Один из способов зарабатывать монеты в игре Hamster Kombat — нажимать на экран. Креатива было много, кто-то даже сооружал специальные устройства для нажатия. Помимо этого, нужно было развивать «биржу» — улучшать какие-то характеристики, чтобы увеличить пассивный доход. Более того, игроки для дополнительного заработка монет могли смотреть видео на YouTube, что приносило проекту огромные рекламные доходы. К тому же на платформе Hamster Kombat продавали рекламу, что привлекало тысячи людей ежедневно, отмечает Софья Главина, руководитель программы «Цифровая экономика» на экономическом факультете РУДН. Словом, это был продуманный игровой механизм, простой и довольно привычный.
Вот что говорил создатель Telegram Павел Дуров об игре: «Всего за три месяца в этом мини-приложении, доступном в Telegram, зарегистрировалось 239 миллионов человек». В начале июля глава мессенджера назвал эту игру интернет-феноменом и отметил, что к ней присоединялось 4-5 млн человек в день. А это, между прочим, один из самых быстрорастущих цифровых сервисов в мире.
Дуров тогда подтвердил, что команда проекта выпустит свой токен и покажет людям преимущества блокчейна. «Грядет новая эра, и мы наблюдаем это в реальном времени», — добавил тогда Дуров. И люди после таких слов убеждались, что все они делают правильно и деньги будут, раз проект заручился такой поддержкой.
Игроки по итогу получили около 20 долларов за полгода активной игры, или 1800 рублей, говорит аналитик проекта «Рынки.Деньги.Власть» Сергей Раманинов. Для вывода нужно отправить токены на криптобиржу и продать, отмечали разработчики. Токен, по его словам, чисто спекулятивный. Создатели хотели продать идею, что он будет расти, за счет этого и привлекали покупателей и игроков. Но владение токеном никак не позволяет получать дивиденды или принимать участие в голосованиях о судьбе проекта, отмечает аналитик.
Проблема токеномики игры в том, что все коины раздавались бесплатно за простые действия, объяснил «РГ» Никита Степанов, аналитик ФГ «Финам». И это не придает никакой ценности. В результате все начали продавать монеты, чтобы зафиксировать хоть какую-то прибыль.
Цена поначалу находилась на уровне 0,01 доллар (примерно 1 рубль) на премаркете — внебиржевой торговле, которая позволяет покупать и продавать активы по ожидаемым ценам и в ожидаемых количествах до того, как токены официально выйдут на биржу. В момент листинга — выхода на биржи 26 сентября — монета начала снижаться в цене с 0,0092 доллара и уже к 3 октября упала вдвое — до 0,0046 доллара.
Сотни миллионов игроков выполняли задания и получали внутриигровые токены. Но при этом ликвидность, которую основатели вложили в монету на первых этапах, была уже заранее определена, говорит Степанов. Поэтому потенциальная стоимость токена уменьшалась прямо пропорционально количеству добытых токенов: чем больше игроков прибывало, тем меньше была потенциальная прибыль каждого игрока. «А потом цена уменьшилась еще больше, когда все начали продавать те токены, которые игроки получили бесплатно. Отсюда и падение в два раза», — объясняет Степанов.
Тот Notcoin, к которому часто обращались, ожидая аналогичный рост от коина Hamster Kombat, оказался успешен по нескольким причинам, считают эксперты. Во-первых, это была первая игра среди подобных. Поэтому и игроков, готовых тратить свое время на зарабатывание «монеток», было меньше. Степанов привел такие цифры: у ноткоина было 35 млн игроков, а у Hamster Kombat — 300 млн. Из-за относительно небольшого количества игроков прибыль на одного человека оказалась больше. Во-вторых, идея Notcoin разумнее: после запуска они отказались от концепции «тапалки» и начали реализовывать более фундаментальный проект, говорит Раманинов.
В самом большом выигрыше оказались создатели игры. Еще до запуска токена они хорошо заработали на рекламе. «Пользователям раздали только 60% токенов, оставшиеся токены оцениваются примерно в $120 млн и могут быть потрачены как на развитие проекта, так и на красивую жизнь», — подсчитал аналитик. Часть отдалась партнерам, биржам, на маркетинг.
«Когда ноткоин доказал, что подобные игры могут приносить реальные деньги, появилось очень много клонов, самым популярным из которых был Hamster. Но из-за роста популярности прибыль на игрока была заведомо меньше», — говорит аналитик.
Помимо клонов реальных были и мошеннические. За первое полугодие Банк России обнаружил в 1,5 раза больше финансовых пирамид, чем за аналогичный период год назад. Среди мошеннических проектов появилось немало тех, которые маскируются под онлайн-игры и обещают доход от инвестиций. Особенно мошенники полюбили игровой криптопроект Hamster Kombat. Об этих рисках ранее говорили в Госдуме и ЦБ.
Но почувствовать себя обманутыми могли и игроки в оригинальный Hamster. Кто-то тратил по несколько часов в неделю. Это своего рода финансовая пирамида: за привлечение друзей коинов давалось больше. И мораль в итоге, говорят эксперты, такова: чем популярнее идея, тем меньше получится заработать на ней. Это касается и традиционных финансовых рынков, не только криптовалют. При этом проект продолжает жить. Закончился только первый сезон, планируется еще второй, чтобы хоть как-то поддержать цену коинов. Но окажется ли он настолько популярен, вопрос.