Речь шла о попытках НАТО внедриться в Азию, Индо-Тихоокеанский регион. Создании закрытых структур, в которые пытаются втянуть и отдельных членов АСЕАН. Изобретении механизмов, подменяющих универсальную асеаноцентричную архитектуру. При реализации этих планов АСЕАН будет отстранена от системообразующей роли, которую она в настоящее время играет в регионе, а важные для Азии процессы подорваны.
Российский министр обратил внимание участников Восточноазиатского саммита на провокационное военное строительство США на Корейском полуострове, подготовку к размещению в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) американских ракет средней дальности наземного базирования. По его мнению, логика блокового противостояния порождает серьезные вызовы стабильности в регионе.
Указал он и на очередные попытки представителей Запада украинизировать повестку дня Восточноазиатского саммита — в ущерб взаимовыгодной совместной работе, ради которой и создавался данный формат. При этом принижается трагедия Палестины и Ливана. Однако есть те, кто хотел бы спровоцировать прямое военное вовлечение США и НАТО в эти кризисы.
В связи с украинским кризисом речь зашла об уважении прав человека. Устав ООН требует уважать права человека независимо от расы, пола, языка, религии. Но Запад выборочно использует эти положения. Он поднимает данную тему в любых дискуссиях, одновременно закрывая глаза на действия киевского режима, который с 2014 года методично принимал законы, запрещающий русский язык во всех сферах. Игнорируются права людей. Тем не менее на Западе поддерживают киевский режим, поскольку «защищает европейские ценности». А во многих странах ЕС и НАТО вновь расцветают ценности нацизма.
Конфронтацию Запад переносит и на Восточноазиатский саммит. Фактически речь идёт о философии сдерживания. Становится все труднее согласовать на этой площадке документы, ориентированные на реальное прикладное взаимодействие. Западом блокировались российские предложения по реализации принятого в прошлом году плана действий. И это несмотря на все заявления в поддержку асеаноцентричной архитектуры.
Россия категорически против того, чтобы созидательное предназначение Восточноазиатского саммита приносилось в жертву геополитическим амбициям.