Свою книгу «Противостояние» Юлиан Семенов написал в 1979 году и за ней, конечно, охотились все граждане самой читающей в мире страны. Продолжение ставших бестселлерами книг (а потом и фильмов) «Петровка, 38» и «Огарева, 6» сразу экранизировали. В 1985 году вышел одноименный сериал режиссера Семена Арановича, в котором роль полковника Костенко сыграл Олег Басилашвили, а предателя и убийцу Кротова — Андрей Болтнев.
И вот спустя почти сорок лет появилась новая экранизация детективного романа. Восьмисерийный проект уже можно посмотреть на онлайн-платформах, а скоро его покажут и на Первом канале. На главную роль следователя режиссер Тимур Алпатов («Глухарь», «Годунов. Продолжение», «Диверсант. Идеальный штурм») пригласил Владимира Вдовиченкова. Воплотить на экране Кротова доверили Алексею Гуськову, этого же персонажа в молодости сыграл Александр Аверин.
Конечно, поклонники книги и советского сериала с интересом сравнивают два проекта. Проект вызывает споры, но нельзя не признать, что это очень качественная и интересная работа. А вот что пишут в Сети первые зрители.
«Много ляпов»
Се Ляви: «Впечатления положительные. Пока. Новый сериал динамичнее, привлечёт нового зрителя. Старую версию молодёжь не осилит. А значит, и про произведение Семенова не узнали бы… Критика сводится к мелким придиркам и вкусовщине. Из серии — раньше и деревья были выше, и трава зеленее, и бабы не брились».
Елена П.: «Множество бытовых ляпов… Новый Костенко (Вдовиченков) уныл — на расследование он подписался, чтобы удрать из дома и не объясняться с женой. Женщины все молодые и нарядные, не веришь, что они могли “запасть” на старого плешивого мужичка. Гуськов не производит впечатления матерого зверя, которого нам показал Болтнев… Новый сериал не держал в напряжении. Темпа нет, размаха нет, пронзительности нет».
Елена П.: «Оригинальную версию Арановича очень люблю и пересматриваю. Помимо актёрских работ, особую атмосферу создаёт музыка Кнайфеля, без которой фильм многое потерял бы… Новую версию смотрела кусками, но то, что убрали отсылки к военному периоду, очень огорчило. Именно они во многом раскрывали сущность, характер и поведение предателя Кротова».
Владмир Ф.: «Некоторые моменты режут глаз… Прически. Просто беда! У таксиста борода, будто чувак только что вышел из барбершопа. У журналистки тоже кудряшки-завлекашки… Откуда эта особа вообще взялась? Накрутили хронометраж любовной линией журналистки и страданиями Вдовиченкова… Атмосфера утеряна полностью».
Дмитрий: «Мне повезло — не смотрел старый фильм. Поэтому сужу только этот и объективен. Сериал отличный, актеры хороши, особенно Вдовиченков. Каждому времени — свое видение».
«По кальке создано»
Владимир Ф: «Своё создать не могут… Просто переписали по кальке ранее созданное, причем кривовато. Ну, например, как если бы Мону Лизу копировали и кое-что от себя добавили. А потом еще бы заявили, что сам Леонардо Да Винчи их похвалил. Ровно как и произошло в финале новодельного сериала — Юлиан Семенов пришел хвалить главных героев и книгу про них писать».
Ленуля: «Да, ребята, тех же щей, да пожиже влей! Басилашвили, Кузнецова и Болтнева не переплюнули, как ни старались! Хотя для молодежи, которая старое «Противостояние» в глаза не видывало, может, и прокатит».
Посторонним В.: «Был настроен скептически, но понравилось! Да, недостатки есть. Не передана атмосфера тех лет… Вдовиченков гораздо органичнее смотрится в роли сыщика Костенко, чем мэтр нашего кино Басилашвили. У Олега Валериановича хорошо получаются Бузыкины и Самохваловы, но не полковники МУРа… Алексей Гуськов — прекрасный актер, но в данной роли он вчистую проигрывает Андрею Болтневу. Не его это типаж».
Наташа Т.: «Подбор актеров сыграл злую шутку. В оригинале все актеры были настолько сильными, что нынешняя гопота с ними не сравнима. Вдовиченко с его вечно приоткрытым ртом и сиплым голосом. Гуськов с пожухлой внешностью… Музыка в фильме 1985-го брала за сердце, а здесь набор советских песен, хоть и неплохих. Проходная история, не зацепила».
Игорь В.: «А никому не показалось, что в новой версии ненавязчиво оправдывается предательство? У Кротова и в школе проблемы, и учится плохо, и не приняли в комсомол, и в семье ужасные отношения… А у немцев он прямо лучший курсант. И все у него получается, и память отличная, и излечили его от заикания. Прямо отличник фашистской боевой подготовки. Чувствуется какая-то гнильца… Нам его еще пожалеть?»
«На уровне детского сада»
Петр: «Не тратьте время, концовка на уровне детского сада… Костенко (Вдовиченков) никакой, его любовные терзания с женой пришлось перематывать. Одно понятно — киногруппа отлично провела время возле моря. Нужен закон, запрещающий переснимать советские фильмы. Они так ведь и на Штирлица, не дай Бог, посягнут, или Шарапова».
Крымский дневник: «В советском сериале есть идея и мораль: фашизм победить не может и не должен. В финале идут жёсткие документальные кадры о предателях, карателях и их злодеяниях. Душа переворачивается и ноет. А в новом опять что-то удобоваримое, серое, жвачка. Еще раз пересмотрела старый сериал».
Dushechka: «Фильмы-то — о разном! Новый — очередная криминальная история с расчленёнкой. Первый — глубокое исследование природы предательства. А криминальный сюжет — всего лишь захватывающий фон. Ну, и с гениальным Андреем Болтневым никакой Гуськов никогда не сравнится!»
Юлия: «Сравнивать два фильма бессмысленно — у каждого своя аудитория. Мне понравилась новая версия, точное попадание в образы и отличная операторская работа».
SerovP: «Это ремейк на сериал 1985 года… И сразу провал. Автор книги Юлиан Семенов в гробу бы перевернулся. Гуськов — везде одни и те же эмоции… Впечатление, что создатели не захотели платить лишние деньги консультантам — сойдет и так».
Ольга: «Хорошо, что у авторов нет цели очернить советскую эпоху как в том же «Хоре». Сюжет увлек… Однозначно буду смотреть. Захотелось посмотреть и советский, чтобы сравнить».
<!—Расположение: —>