«Очень низкие цены на международном рынке, — пояснила министр сельского хозяйства РФ Оксана Лут. — Но в физическом объеме мы сейчас превышаем показатели прошлого года уже на семь процентов. Надеемся сохранить эту тенденцию. То есть с точки зрения объемов экспорта мы увеличиваемся каждый год именно в физическом объеме».
В конце сентября на расширенном заседании Комитета Госдумы по аграрным вопросам министр сообщала, что экспорт российской продукции АПК с начала 2024 года составил 74 миллиона тонн. За весь 2023 год на экспорт было направлено более 100 миллионов тонн российского продовольствия. И, кстати, в прошлом году Россия заняла 17-е место в рейтинге мировых экспортеров продовольствия.
«Поставки пшеницы, сухого молока, гороха, ячменя, кукурузы, а также баранины и свинины выросли в два-три раза по сравнению с предыдущими годами. Однако внешняя неблагоприятная ценовая конъюнктура, а также снижение курса рубля не дают отразиться этим максимумам на доходах экспортеров. Кроме того, на фоне увеличенной потребности внутреннего рынка товарные ресурсы на вывоз оказались скромнее», — сообщил «РГ» Кырлан Марчел, к. ю. н., доцент Финансового университета при правительстве РФ, управляющий партнер исследовательского центра «Аналитика. Бизнес. Право».
«В этом году рост был отмечен в зерновой отрасли: высокие объемы производства зерновых и зернобобовых культур способствовали увеличению экспортного потенциала и установлению рекордов в поставках. На втором месте масложировая продукция — физический объем экспорта увеличился на 76 процентов. На третьем — макаронные изделия — здесь планируется увеличение экспорта на 21 процент по сравнению с 2023 годом, — рассказала «РГ» партнер по развитию бизнеса консалтинговой компании НЭО Альбина Корягина. — При этом было отмечено снижение в сегменте кондитерских изделий, где за первое полугодие 2024 года было экспортировано почти в три раза меньше продукции, чем в аналогичном периоде прошлого года — 15,2 тысячи тонн против 44 тыс. Это связано с падением цен на международном рынке, а также с переориентацией российских компаний на страны Южной Африки, Турцию, Южную Корею, Бразилию и Египет».
По итогам прошлого года наибольший объем агроэкспорта отправился в Китай — на сумму 8,8 миллиарда долларов. Следом расположились Турция — 5,2 миллиарда и Египет — 3,2 миллиарда. Замкнули топ-5 стран Казахстан и Индия с объемом импорта сельхозпродукции из России в 3,1 миллиарда и 1,3 миллиарда долларов соответственно.
100 миллионов тонн агропродукции Россия продала за рубеж в 2023 году
Кстати, Китай в первом полугодии 2024 года импортировал 6,8 тысячи тонн мяса индейки — на 21,7 миллиона долларов, сообщили в центре «Агроэкспорт» при Минсельхозе России со ссылкой на данные Главного таможенного управления КНР.
И все ввезенное мясо — из России.
«В первом полугодии прошлого года Россия занимала первое место в общей структуре китайского импорта мяса индейки с долей рынка 66 процентов в натуральном выражении. Поставки также велись из Чили — 32 и США — два процента», — сообщили в «Агроэкспорте». По данным консалтингового агентства Agrifood Strategies, в 2023 году в нашей стране произвели 422 тысячи тонн мяса индейки, что на 1,8 процента больше, чем в 2022 году. Таким образом, Россия сохранила лидерство по производству этого мяса в Европе и вторую позицию — в мире, а также вышла на четвертое место среди мировых экспортеров.
Перспективными новыми рынками для российского агроэкспорта сейчас считаются страны Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. «Это быстрорастущие экономики с растущим населением и спросом на продукты питания. Россия имеет возможность предложить широкий спектр продукции, включая зерновые, масложировую продукцию, мясо, молочные продукты и кондитерские изделия, — отметила Альбина Корягина. — Но важно развитие логистики: южные порты уже работают на пределе своих возможностей, поэтому своевременно была предложена переориентация ряда крупнейших портов на Балтике с угля на продукцию сельского хозяйства».
«С логистической точки зрения фиксируем несколько основных тенденций развития российского агроэкспорта. Китай крепко удерживает позицию наиболее востребованного направления. Сегодня на рынок КНР активно выходят отечественные производители мороженого, кондитерских и хлебобулочных изделий, молочной продукции, детского питания и ягод, быстрыми темпами увеличивается объем железнодорожных отправок в рефрижераторных контейнерах мясных субпродуктов, замороженной и свежей мясной продукции — свинины, мраморной говядины», — рассказал «РГ» заместитель директора по агрологистике АО «РЖД Логистика» Юрий Комендантский.
По словам эксперта, актуальным в новых геополитических условиях является южный вектор отправок — по МТК «Север-Юг» в направлении Ирана, Индии и стран Персидского залива. Сегодня восточный маршрут коридора позволяет организовать бесшовные перевозки любой продукции АПК, спрос производителей есть. В число экспортируемых на данном направлении продовольственных товаров входит овсяная, гречневая и другие крупы, овсяные хлопья, мука, подсолнечное масло, плодовые смеси, макароны и т.д. Успешно прошли тестовые перевозки мясной продукции, требующей поддержания температурного режима. Иран в целом готов увеличивать взаимную торговлю сельхозпродукцией со странами ЕАЭС и объединить усилия по расширению сети агротерминалов и консолидационных складов. Открытость этой страны к сотрудничеству — важный фактор развития транзита продукции АПК через территорию Ирана в направлении региона Персидского залива, отметил Юрий Комендантский.
Россия в прошлом году вышла на четвертое место среди мировых экспортеров индейки. Растет спрос на сухое молоко, который готовы удовлетворить наши компании
«Наш исследовательский центр изучал перспективы открытия новых рынков агроэкспорта, и мы сделали следующий вывод: российские продукты славятся своей органикой, поэтому осваивание новых рынков Юго-Восточной Азии, стран Персидского залива и ближнего зарубежья вполне реален», — добавил Кырлан Марчел.
«Проведя анализ рынков стран Юго-Восточной Азии, мы выявили большой спрос на сухое молоко, и он растет из года в год. Учитывая перенасыщенность внутреннего молочного рынка и близость портов к нашему производству, мы делаем ставку на развитие производства сухого молока, экспорт которого перспективен в страны Азии и Африки», — рассказал «РГ» генеральный директор ГК «Прогресс Агро» Леонид Рагозин.
По мнению эксперта, выход на новые самобытные рынки ставит перед российскими экспортерами новые задачи. В первую очередь — необходимость погружения в культуру страны, особенности которой влияют как на нормы ведения бизнеса и взаимоотношения с органами власти, так и на продуктовые предпочтения потребителей. «Например, в Афганистане, одном из крупнейших импортеров муки, особое место в рационе занимают лепешки. И мы столкнулись с тем, что покупатели из этой страны в меньшей степени обращают внимание на сорт муки и ее качественные показатели. Для них самое важное — это белизна», — привел пример Леонид Рагозин.
Помимо культурных особенностей возникают вопросы с финансовой и транспортной логистикой. Поэтому многие компании обращаются к услугам местных специалистов, которые прекрасно ориентируются в деловой жизни страны. Как показывает практика, для достижения успехов на зарубежных рынках необходимо создание внутри компаний межнациональных команд по ведению внешнеэкономической деятельности.
«При должной поддержке начинающих фермеров, субсидированным и льготным программам для сельхозпроизводств, компенсации государством части затрат на транспортировку продукции или ее сертификацию, российский агроэкспорт может увеличиться до 55,2 миллиарда долларов к 2030 году», — сказал Кырлан Марчел.
Инфографика «РГ» / Леонид Кулешов / Алена Узбекова
Господдержка
Агроэкспорту помогут деньгами
Нацпроект «Международная кооперация и экспорт» предполагает финансирование 14,734 миллиарда рублей в 2025 году, 15,66 миллиарда — в 2026 году и 16,783 миллиарда рублей — в 2027 году. Главной целью нацпроекта остается наращивание несырьевого неэнергетического экспорта и поставок продукции АПК. После пролонгации проект будет состоять из четырех блоков, включая поддержку экспорта промтоваров и продукции АПК, которую планируется «таргетировать» по «опорным странам» и по приоритетной продукции. Новшеством нацпроекта станет федеральный проект по созданию международной экспортной инфраструктуры.
Инфографика «РГ» / Леонид Кулешов / Алена Узбекова