Музыка Малера — постоянное ощущение кризиса и предчувствие еще большей трагедии. И Пятая симфония начинается с траурного марша. Хотя во время работы над ней композитор встречается с Альмой Шиндлер, которая потом станет Альмой Малер, и последние части этого опуса становятся более радостными, чем первые. Но это настроение оказывается лишь иллюзорной надеждой на несбыточное счастье.
Симфония имеет необычную структуру: фактически состоит из пяти частей, объединенных автором в три больших раздела, и является одним из наиболее исполняемых сочинений Малера. Пятая симфония — это новый этап в малеровском творчестве. Прежде его симфонические циклы были непосредственно связаны с вокальными жанрами, с человеческим голосом и силой слова, воплощая строгий программный замысел. Теперь — всецело инструментальный цикл и исключительно музыкальная драматургическая концепция, и лишь один робкий намек на вокальную музыку, маленькая цитата из песни «Когда твоя мамочка» из цикла «Песни об умерших детях».
Исполнительская концепция musicAeternа оказывается абсолютно не фундаментальной конструкцией и, кажется, трансформируется не только со временем, но даже от части к части, которые «разрываются» нарочитыми паузами, полных бытовых подробностей — попить воды, утереть пот или бросить свободный взгляд в зал. В итоге получается симфония-концерт, где кульминацией становится знаменитое Adagietto (Четвертая часть), вдохновившее Ролана Пети создать для Майи Плисецкой балет «Гибель Розы». Морис Бежар и Джон Ноймайер тоже сочиняли спектакли на эту музыку. А Лукино Висконти использовал Adagietto как основной саундтрек к своему фильму «Смерть в Венеции» по новелле Томаса Манна. Для Теодора Курентзиса «Адажиетто» — элегическое полотно, пронизанное неизбывной печалью. Танцевальная мелодика доминирует в его исполнении симфонии в целом, но делается это посредством очень темного, мрачного звука… Что только подчеркивает, что вся музыка Малера связана с личностными переживаниями, страстями, мыслями композитора. Но это настолько соответствовало духу времени, что его смело можно назвать летописцем эпохи fin de siеcle.
Оркестр и хор musicAeterna, созданные Теодором Курентзисом, в юбилейном сезоне в Москве и Санкт-Петербурге дадут несколько концертов. Кроме симфоний Малера прозвучат сочинения Шостаковича, Брукнера, Равеля, Рубинштейна и Брамса. Оркестр выступит в Италии, Испании и Китае, а также предпримет юбилейный тур по городам России. А завершит musicAeterna праздничный сезон выступлением на Дягилевском фестивале в Перми, ставшем в последние годы фирменным форумом Теодора Курентзиса и его музыкантов.