…Пушкин мог столкнуться с князем Николаем Юсуповым уже в два года. В музее хранится ведомость: отец поэта в 1801 году, внеся 500 рублей, снял для семьи комнаты в части московского дворца Юсуповых в Большом Харитоньевском. Рядом с копией контракта о найме дома — впервые выставленный чертеж 1799 года юсуповского дворца: красным помечены дворовые постройки, а зеленым — сад, где с няней гулял едва начавший ходить трехлетний Саша.
В 27 лет он прибыл к Юсупову в Архангельское. Вернувшийся из ссылки поэт ехал к престарелому князю, учившемуся в европейских университетах, общавшемуся с Бомарше и Вольтером, как к свидетелю века Екатерины, о котором Пушкин готовился писать. Юсупов же пригласил к себе поэта уже понятного ему масштаба.
Вряд ли отношения Пушкина и Юсупова привлекли бы к себе столько внимания, если б не знаменитое «Послание к вельможе» — один из важнейших людей эпохи, жизнь которого клонилась к закату, захотел получить от Пушкина стихи в свою честь. И часть выставки словно комментирует стихотворение — эту, как писал Белинский, «дивными красками написанную картину XVIII века», которую Юсупов наблюдал своими глазами, — тут виды Венеции работы европейских мастеров, офорты с со сценами европейских революций, портрет Людовика XVI, аудиенции с которым удостаивался князь Юсупов…
Выставка воспринимается как мастерская, в которой есть все для того, чтобы выстроить тему. Планы московского дворца Юсуповых «комментируются» изразцами XVIII века. Вот авторское повторение скульптурной группы «Амур и Психея» Кановы и его письмо Юсупову — доехала ли скульптура до заказчика. А вот и черновик самого послания: тут «нет живого места», почти каждая строка перечеркнута-переправлена. И копия автографа с согбенной фигурой старика-князя.
Выставка — о том, как общение с поэтом вошло в семейную память, стало предметом исследований
Со стороны этот рисунок выглядит как усмешка, но в княжеской семье так, видимо, не считали и оригинал рукописи с рисунком хранили. Хранили дружбу с Пушкиным и после смерти старого князя. У портрета Зинаиды Юсуповой, супруги сына князя Николая, лежит журнал со списком гостей, приглашенных на бал к Юсуповым — среди них Пушкин с Натальей Николаевной…
Выставка «Князья Юсуповы и Пушкин» — о том, как общение входит в семейную память, как переходит из поколения в поколение и подхватывается музейщиками и учеными. Княгиня Зинаида Юсупова и ее муж Феликс Сумароков-Эльстон продолжили традицию: в Архангельском, в память о визитах Пушкина в усадьбу, была создана Пушкинская аллея, где галерея античных богов и героев завершается бюстом поэта — первым в России усадебным памятником Пушкину и сегодня одним из образов Архангельского. А вот под стеклом типографские клише с первыми строками пушкинского панегирика: в 1907 году Зинаида и Феликс Юсуповы опубликовали факсимиле хранившегося в семье пушкинского автографа послания «К вельможе», положив начало научному изучению стихотворения.