Актуально
Сб. Ноя 23rd, 2024

Швыдкой: Каким должен быть разговор с ребятами, которые знают о войне не из кино

By Admin Окт8,2024

Не скрою, у меня были большие сомнения по поводу участия в этом, безусловно, важном академическом акте. Не понимал, что могу сказать приехавшим в мирную и благополучную Уфу подросткам, которые за недлинное время своей жизни пережили куда больше не только их сверстников из других регионов России, но и людей взрослых, которые разве что в кинотеатрах или по телевидению слышали разрывы снарядов и видели, как погибают люди под вражескими бомбами. Не мне учить их патриотизму, которым они ежесекундно живут в своей повседневной жизни, понимая и принимая выбор своих старших. Каким должен быть разговор с молодыми людьми, которые знают о войне не из кинолент, книг и рассказов их родителей?

Ребята из приграничья России приезжают вглубь страны, чтобы почувствовать ритм сегодняшней жизни

И как сегодня говорить обо всем этом не только с ребятами из ЛНР, а с теми, кто живет сегодня в разных регионах России непохожей жизнью, где привычная мирная повседневность пронизана напряжением военного противостояния? Понятно, что говорить нужно прежде всего честно. Но не безрассудно.

Когда сегодня слышу все более настоятельные голоса о том, что нужно увеличивать государственный заказ на создание военно-патриотических произведений, рассказывающих о героях специальной военной операции, то невольно вспоминаю несколько драматических произведений, которые были написаны сразу в первый же военный год. «Фронт» Александра Корнейчука, «Русские люди» Константина Симонова и «Нашествие» Леонида Леонова появились практически одновременно — в 1942 году, в пору, когда Советская армия несла тяжелейшие потери и исход войны не был предопределен. 28 июля 1942 года вышел Приказ № 227, озаглавленный «Ни шагу назад». В качестве Наркома обороны СССР его подписал И. Сталин. В нем, в частности, шла речь о необходимости создания штрафных рот и батальонов, о расстреле на месте трусов и паникеров. И трагическое напряжение жизни нашло воплощение в драматургии, которая далеко не всем пришлась по душе.

Немногие знали, что летом 1942 года Сталин дважды встречался с А. Корнейчуком, чтобы лично внести правку в его пьесу «Фронт». Изначально ее конфликт строился на борьбе старой гвардии военачальников, которые уверены в том, что их опыт, полученный в годы Гражданской войны, поможет им победить фашистов, и молодыми командирами, понимающими, что необходимо воевать по-новому, так как «война моторов» требует иного умения. Сталин, к которому пьеса, по видимости, попала из Отдела пропаганды, предельно обострял этот конфликт, добавляя целые абзацы: «Войну нельзя выиграть лишь храбростью. Чтобы выиграть войну, кроме храбрости нужно еще умение воевать, умение воевать по-современному, нужно научиться воевать по-современному. Опыт Гражданской войны для этого недостаточен». «Сталин говорит, что нужно смелее выдвигать на руководящие должности молодых, талантливых полководцев наряду со старыми полководцами…» И так далее… «Фронт», напечатанный в нескольких номерах газеты «Правда», вызвал немедленную реакцию. Маршал Советского Союза, бывший Нарком обороны СССР С. К. Тимошенко написал Сталину: «Эта пьеса вредит нам целыми веками, ее нужно изъять, автора привлечь к ответственностию…» И так думал не он один, не ведая, что Сталин был в какой-то степени соавтором Корнейчука.

Драма «Русские люди» была также напечатана в «Правде» и, как и леоновское «Нашествие», вызвала неоднозначную реакцию. Сомнение вызывало то, что в патриотических пьесах могли появиться русские, которые принимали сторону фашистов. И опять требовалось высочайшее вмешательство для того, чтобы успокоить бдительных критиков. Но дело было, видимо, не только в этом. Один из ответов на свой вопрос нашел в выступлении Л. Леонова на драматургическом совещании 1943 года: «В логической цепи: война — горе — страдание — ненависть — месть — победа, — трудно вычеркнуть большое слово «страдание»… Горе народа, его испытания вызывают великое смятение чувств в душе художника, и тогда возникает созревший в тебе крик». Патриотизм и страдание два совместных чувства, они взаимопроникающи. Настоящие писатели об этом знают.

Горе народа, его испытания вызывают великое смятение чувств в душе художника, и тогда возникает созревший в тебе крик

Русская и советская литература о войне обрушила на читателей столько прозрений о природе человека и общества, о людском подвиге и падении, о жизни и смерти, что невозможно оскорблять соотечественников заказными поделками. В этом, собственно, и заключается главная проблема сегодняшних авторов…

Именно поэтому мне было так сложно решиться на встречу с ребятами из Луганской Народной Республики. Их нельзя было убеждать даже самыми красивыми и верными лозунгами. Наверное, поэтому рискнул им рассказать им про свою маму, которая оказалась в Уфе в эвакуации, здесь перескочила из восьмого в десятый класс, чтобы поступить в Первый медицинский институт. И здесь она почувствовала себя частью большой страны.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *