Ее обсудили на одном из совещаний, которое провел премьер-министр республики Абдулмуслим Абдулмуслимов. Недавно правоохранители обнаружили в Сергокалинском районе республики и вовсе уникальную майнинг-ферму, расположенную глубоко под землей. В ней находилось около 20 аппаратов для добычи криптовалюты.
Как рассказали корреспонденту «РГ» в компании «Россети Северный Кавказ», Дагестан — лидер в СКФО по числу выявленных криптоферм. С 2021 по 2023 год в республике их обнаружили 88, сумма причиненного ими ущерба — более 367 миллионов рублей. По данным минэнерго республики, с начала этого года в регионе зафиксировали 25 фактов хищения электроэнергии майнерами, незаконное потребление превысило 51 миллион киловатт-часов. По 16 фактам с ущербом на 81 миллион рублей возбуждены уголовные дела.
Энергетики сетуют, что выявлять подпольных добытчиков криптовалюты очень нелегко. Такие «цеха» маскируют под хозяйственные постройки и животноводческие фермы, злоумышленники используют передвижные установки, а теперь еще и организуют «производства» под землей. Иногда обнаружить их удается благодаря окнам и вытяжным отверстиям с мощной вентиляцией.
— Наиболее эффективны постоянный анализ динамики потерь электроэнергии и проведение рейдов в зонах с высоким уровнем потерь. Хорошие результаты дает сотрудничество с телеком-операторами, — рассказали корреспонденту «РГ» в компании «Россети Северный Кавказ».
Чтобы вывести майнинг из тени, энергетики предложили выделять площадки для него рядом с энергообъектами — там, где есть свободная мощность и нет риска, что снизится надежность энергоснабжения других потребителей. Одновременно предлагается внести изменения в Уголовный кодекс РФ с целью ужесточения ответственности за незаконное самовольное подключение к энергообъектам. Минимизировать так называемый «бытовой майнинг» поможет установка приборов учета и введение обоснованной социальной нормы потребления электроэнергии, полагают в «Россетях Северный Кавказ».
А местные жители уверены, что создание майнинг-ферм было бы невозможно без покровительства чиновников и сотрудников правоохранительных органов.
В ноябре прошлого года Басманный суд Москвы арестовал заместителя министра внутренних дел Дагестана Руфата Исмаилова. По делу с ним проходит замначальника следственного управления МВД по Дагестану Далгат Абдулгапуров. Их обвиняют в получении взяток за прекращение уголовных дел и в превышении должностных полномочий.
По одному из эпизодов оба офицера МВД подозреваются в передаче знакомому 100 миллионов рублей для покупки оборудования для майнинга криптовалюты. Однако тот в последний момент уклонился от сделки, при этом деньги не вернул. Тогда в отношении него возбудили уголовное дело о мошенничестве в крупном размере. Как только незадачливый предприниматель все вернул, дело переквалифицировали, в итоге он отделался штрафом.
— На сетях энергораспределения места утечки можно определять с достаточно высокой точностью, кроме того, майнинг-фермы сильно нагревают пространство вокруг. Возможно, с ограничением полетов беспилотников в воздушном пространстве РФ выявлять их стало сложнее, но прежде достаточно было отправить БПЛА с тепловизором, и все нарушители были видны как на ладони, — говорит директор по коммуникациям криптовалютной биржи Garantex Евгения Бурова. — Какие существуют эффективные методы борьбы с этим явлением? Регулирование отрасли, совершенствование контроля над энергосетями, мониторинг территорий участковыми. При регулировании упрощается контроль над поставками и перепродажей техники, то есть если работающий законно майнер продает старое оборудование, легче отслеживать, куда оно уходит. Ведь зачастую нелегальные майнеры пользуются как раз устаревшим оборудованием.
Эксперт добавила, что государство уже создает возможности для легальной добычи криптовалюты — с первого ноября этого года вступит в силу закон о майнинге, который урегулирует отрасль, это позволит лучше ее контролировать.
— В России майнинг привлекателен из-за достаточно дешевого по сравнению с другими странами электричества, — считает Бурова. — Кроме того, в стране много людей, обладающих инженерными и IT-компетенциями, которые способны обслуживать эту отрасль.
По мнению генерального директора компании Uminers Артема Зейнетдинова, майнинг не требует ни физических, ни интеллектуальных вложений:
— Ставишь оборудование, и оно приносит тебе дополнительный доход, по сути, не используя ресурсы человека. Это, конечно, привлекает зачастую не самых законопослушных предпринимателей. Незаконные фермы выявляются все чаще, и с ними пока трудно бороться, так как сложно отследить, на что тратится электроэнергия — ведь она может использоваться как для производства, так и для майнинга криптовалюты. Предполагается, что закон, легализующий эту сферу, в том числе сократит число незаконных ферм. .
Комментарий
Марышев Павел, директор по развитию компании «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе:
— Майнинговые фермы характеризуются высокой мобильностью и гибкостью потребления. Зачастую это морской контейнер, внутри которого расположены видеокарты, система охлаждения и минимальная обвязка электросетевыми кабелями. Именно простотой архитектуры ферм обусловлена неуловимость майнеров. При должной осторожности и тщательной настройке алгоритмов потребления у энергооборудования производители криптовалюты имеют возможность успешно мимикрировать под группу непромышленных абонентов. Кроме того, в случае повышения тарифов или пристального внимания со стороны компетентных органов ферма может изменить местоположение в течение недели. Достаточно лишь погрузить контейнер на ЖД-платформу или в фуру-контейнеровоз.
Предприниматели, которые занимаются созданием теневых центров обработки данных (ЦОД), стремятся конвертировать слабую регулируемость криптоиндустрии в высокую прибыль, поэтому майнинговые фермы работают на высоких оборотах. Это приводит к ускоренному износу регионального электросетевого комплекса, снижению качества мощности, авариям на объектах генерации и линейной распределительной инфраструктуры.
Майнеры не стремятся покупать электроэнергию по промышленным тарифам, инвестировать в амортизационные фонды ресурсоснабжающих компаний и производителей мощностей. Строить собственные объекты энергетики тоже не в их интересах.
Для того чтобы идентифицировать незаконный объект криптопроизводства, ресурсоснабжающей организации необходимо проводить непрерывный анализ огромного массива данных. Сетевикам нужен свой ЦОД для этой цели. Особенности республиканской энергетики не позволяют Дагестану на протяжении долгих лет решить проблемы электросетевого комплекса. Количество незаконных подключений, злостных неплательщиков, уровень износа основных фондов энергоснабжающих организаций — актуальные для региона проблемы. На борьбу с нелегальным майнингом в республике просто не хватает ресурсов.
Возможно, транши из федерального бюджета в совокупности с созданием в регионе единой системообразующей территориальной сетевой организации позволят настроить систему учета абонентов, выявить незаконные майнинговые ЦОД и провести проверки.