Сб. Окт 19th, 2024

“Планета-парная” открыта в созвездии Рыбы

By Admin Окт8,2024

Международная команда астрономов во главе со специалистами Монреальского университета получила первые данные о составе атмосферы экзопланеты GJ 9827 d, вращающейся вокруг звезды GJ 9827 в созвездии Рыбы. Оказалось, что этот мир представляет собой своего рода “парную”.

Как сообщает Phys.org, указанная экзопланета расположена на расстоянии около 98 световых лет от Земли. Исследование ее характеристик было проведено с использованием данных, полученных космическим телескопом Уэбба.

Оно показало, что атмосфера инопланетного мира содержит высокую концентрацию тяжелых молекул, включая значительное количество водяного пара. Это привело астрономов к предположению, что планета вполне может оказаться “паровым миром”, вернее, парной, так как температура на ее поверхности очень высока.

Первые данные об этом объекте были получены ранее в 2024 году при помощи космического телескопа Хаббла. Тогда исследователи впервые обнаружили воду в атмосфере GJ 9827 d. Причем она сразу стала самой маленькой экзопланетой с подтвержденным наличием атмосферы. Размер этого мира примерно в два раза превышает размер Земли.

“На данный момент все обнаруженные нами планеты, имеющие атмосферы, являются планетами-гигантами или, в лучшем случае, мини-Нептунами, – пишут исследователи. – Атмосферы этих планет состоят в основном из водорода, что делает их более похожими на газовых гигантов Солнечной системы, чем на планеты земной группы, в атмосферах которых преобладают более тяжелые элементы”.

Однако планета GJ 9827 d имеет уникальную атмосферу, в которой, в отличие от атмосфер крупных планет, преобладает не водород, а более тяжелые молекулы. Концентрацию же водяного пара в ней ученые называют значительной.

“Это открытие знаменует собой первое надежное обнаружение атмосферы экзопланеты, где водород не является доминирующим компонентом, что свидетельствует о более тяжелой и богатой водой атмосфере, – отмечают исследователи. – По молекулярной массе она ближе к атмосферам, богатым углекислым газом или азотом, которые мы сейчас ищем на небольших каменистых планетах, где в конечном итоге будем искать и признаки жизни”.

Планета GJ 9827 d находится очень близко к своей звезде, поэтому ее атмосфера, скорее всего, представляет собой смесь газа и пара. Она не имеет четко выраженных слоев или облаков. Из-за близости к звезде эта планета не считается пригодной для жизни, ведь температура на ее поверхности составляет около 350 градусов Цельсия.