Для французов это настоящая трагедия. Ведь для них это самый что ни на есть народный музыкальный инструмент. Такой же, как, например, для испанцев гитара, для шотландцев волынка, а для русских балалайка. Город на Сене невозможно представить без настраивающих на ностальгически-романтический лад неувядаемых аккордеонных мелодий «Под небом Парижа» или «Домино». «Пианино для бедняков» обожала Эдит Пиаф, а одна из ее самых любимых песен так и называлась «Аккордеонист». Музыкальный инструмент был настолько популярен, что президент Валери Жискар д’Эстен, аристократ по рождению, неплохо играл на нем и неоднократно демонстрировал свои навыки на публике, показывая свою «близость» к простым французам и тем самым действительно завоевывая их симпатии. Кстати, ему принадлежит фраза о том, что «если бы все политики играли на аккордеоне, они бы лучше ладили друг с другом».
У этой знаковой мануфактуры долгая история. Ее основатель Жан Можен в 1919 году искал место, где можно было открыть дело, и воспользовался случаем, когда ему предложили это сделать в стенах закрытого завода по производству боеприпасов — Первая мировая закончилась и люди надеялись, что с войнами покончено. Увы, ошиблись.
На фабрике было занято без малого 300 человек, специалистов высокого класса. Инструменты изготавливались с нуля и чаще всего под заказ. На один аккордеон уходило минимум 110 часов и использовалось около 6000 деталей. Так что все они были высочайшего качества, что позволяло «Maugein» процветать и после Второй мировой, когда во Франции был большой спрос на аккордеонистов во время народных гулянок «бал-мюзет». Положительную роль сыграло и распространение джаза, а также свинга.
Однако в 90-х годах музыкальные моды стали меняться. Все национальные производители аккордеонов один за другим начали исчезать. Так что коррезская фабрика осталась в одиночестве. Но и она стала испытывать немалые трудности. Пришлось сокращать персонал, заказы редели, а на рынке появился мощнейшие конкуренты из Китая, где стоимость изготовления была на порядок ниже. «Maugein» попыталась диверсифицировать линейку за счет губных гармошек и электро-аккорденов, но это не спасло. Штат пришлось сократить до 29 человек, а накануне окончательного закрытия на прошлой неделе там оставалось всего 10 рабочих. И это не смотря на всплеск интереса к «пианино на ремнях», спровоцированный великолепным фильмом «Амели», саундтрек к которому написал композитор и аккордионист из Бретани Ян Тирсен.
Последний аккордеон «Maugein» был отправлен клиенту в минувший понедельник, а оставшиеся без работы люди, как впрочем и жители Коррез, возмущаются тем, что власти допустили исчезновение производства, реального достояния французской культуры. Их реакция тем более понятна, что буквально полгода назад в Тюле, административном центре департамента, был открыт памятный павильон с говорящим названием «Город аккордеона». На него потратили девять миллионов евро. То есть сумму, которая, говорят, могла бы спасти «Maugein».
Увы, такова тенденция: многие традиционные профессии, если не полностью исчезли, то находятся на грани. Это коснулось некогда знаменитых кружевниц, специалистов в области маркетри (инкрустации по дереву), а число портных, некогда своим мастерством составлявших славу стране, за последние десятилетия снизилось с 45 тысяч до нынешних менее шести тысяч.