Стартует отопительный сезон с принятия постановления правительства Москвы. Дальше 13 городских ТЭЦ начинают увеличивать подачу теплоносителя — специально подготовленной горячей воды. Кстати, пить эту воду нельзя — она техническая, и из нее удалены соли жесткости, препятствующие образованию отложений на стенках труб.
Далее данные с ТЭЦ, центральных тепловых пунктов, распределительных пунктов и прочих объектов теплосетевого хозяйства поступают в центральный диспетчерский пункт Московской объединенной энергетической компании (МОЭК).
В отличие от большинства городов планеты, в Москве более 80 лет работает централизованное теплоснабжение. Основной плюс такого формата подачи тепла — дешевизна, минус — все делается централизованно, нельзя запустить отдельно котельную на пять домов, если их жителям холодно.
Как рассказывает начальник центрального диспетчерского пункта МОЭК Андрей Завьялов, сейчас в среднем около 700-1000 домов подключают к теплу каждый час. Причем, ночь на дворе или день — значения не имеет. Все структуры, связанные с пуском тепла в дома, переведены на круглосуточный режим работы.
«Так как на улице сохраняется теплая погода, температура теплоносителя составляет пока 75 градусов на входе в дом, — объясняет Андрей Завьялов. — А вот какая температура теплоносителя уже в батарее — неважно. Главное, чтобы в помещениях средняя температура была по нормативу — оптимально 21-22 градуса».
В диспетчерской МОЭК круглосуточно дежурят четверо специалистов. Перед их глазами мониторы, на которые выводятся различные данные, в том числе давление в системе, объем циркуляции, температурные показатели. «При малейших отклонениях на место вызывают аварийные бригады», — уточняет «РГ» начальник центрального диспетчерского управления Валерий Маслов.
Как отмечают диспетчеры, работа идет штатно. Связано это с длительной подготовительной работой по испытаниям теплосети, которая проходила с мая по сентябрь. Выявленные во время испытания ненадежные участки отремонтированы.
Но есть ли жалобы от москвичей на отсутствие тепла?
«Жалобы в диспетчерский пункт не приходят — здесь мы ведем технологический контроль за сетями, они идут на городскую горячую линию, но чаще звонят в управляющие компании, — рассказывает Валерий Маслов. — Ведь ответственные за тепло в жилых домах — управляющие компании».
И звонков, по словам эксперта в сфере ЖКХ, редактора Telegram-канала «Дом и двор» Павла Степуры, много. «Многие москвичи до сих пор удивляются: почему в первый день подачи тепла у них в доме холодно? Дело в том, что отопление включают поэтапно. На первом этапе подключают социальные объекты, например, школы, больницы, детские сады, — сообщает Павел Степура. — Все, что находится на одной тепловой сети с соцобъектом, также получает тепло. Это могут быть и жилые дома, и офисы».
Как быстро реагируют в управляющей компании на жалобу об отсутствии отопления?
«Для подобных периодов мы специально открываем внутридомовой чат, — рассказывает «РГ» председатель ЖСК «Главмосстроевец» Кирилл Чиркин. — Занимаются подключением отопления у нас два сантехника и инженер. На подключение и наладку уходит около дня. Внутридомовой чат помогает быстрее выявить неполадки. В этом сезоне пока в доме холодно, отопление еще не дали, ждем».
По его словам, жалобы от жителей на холод или жару будут всегда. «У людей разные условия и привычки, где-то стоят новые батареи, где-то старые. В квартирах на южной стороне дома теплее, чем на северной, — рассказывает Чиркин. — Когда идет дождь, то в квартирах холодно, правильно, что включают тепло».
Кстати
Пожаловаться на отсутствие отопления или недостаточный прогрев помещения можно на городскую телефонную линию по отоплению +7 (800) 100-23-29, а также в единый диспетчерский центр ЖКХ Москвы +7 (495) 539-53-53 или оставить заявку через сервис «Вызов мастера» на mos.ru. Можно обратиться за поддержкой и в мобильное приложение «Госуслуги Москвы» или в управляющую компанию.