Велотур проводился не только для знакомства со страной. У Семена была миссия — в городах по пути следования (Санкт-Петербург, Иваново, Ульяновск, Уфа, Челябинск, Новосибирск, Иркутск, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток) встречаться с единомышленниками и продвигать велосипедное движение как важную часть городского развития.
— Я участвовал в программе «Архитекторы.РФ» — это сообщество архитекторов, и в каждом городе были свои люди из этой программы. Они встречали меня и организовывали лекции. Я рассказывал об архитектуре, о важности велотуризма для изучения нашей родной страны, вообще о велоспорте, о том, как мы в Уфе запустили велопешеходный маршрут «Уфимское ожерелье» и сделали первую велополосу на улице Ленина. Старался донести мысль, что можно менять города с точки зрения архитектора, но не в одиночку, а объединяясь в команды, — в беседе с корреспондентом «РГ» сообщил Семен Кучеров.
Будучи экспертом по транспортной инфраструктуре и городскому развитию, в каждом из городов он знакомился и с условиями, созданными там для велосипедистов. Без ложной скромности говорит: Уфа в этой сфере лидирует.
Стартовал уфимец утром 27 июня со стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге, а финишировал 28 сентября в центре Владивостока, на улице Светланской.
Ехал он один, но постоянно ощущал поддержку родных, друзей, подписчиков своего Telegram-канала. Когда был доступ к интернету, то писал короткие посты, делясь впечатлениями от новых мест и выкладывал фото и видео.
Сотовая связь была не везде — после Иркутска она слабая или практически отсутствует. По несколько дней Семен ехал по огромным безлюдным пространствам, но отслеживать его передвижение можно было на сайте с картой благодаря спутниковому трекеру Иридиум360°. Если точка движется по карте, значит, с путешественником все в порядке.
На самом деле не все и не всегда было в порядке. Так, на федеральной автодороге М-5 «Урал» под Саткой (Челябинская область) Семена сбила фура.
— Я ехал по обочине, а когда она кончилась, вырулил на трассу. В этот момент большегрузный автомобиль объезжал легковой автомобиль, водитель меня не видел и задел. Сам удар не помню. Все произошло мгновенно. Помню только: вот я еду по дороге, а вот уже лежу, и ко мне бегут люди, — рассказал Семен.
Обошлось без переломов, но левая рука долго не сгибалась. Водители-дальнобойщики отвезли велосипедиста в Чебаркуль, где он в сутки приходил в себя, а затем продолжил путь.
Фото: https://t.me/archidea_semyon
— Дотянул до Челябинска, половину велосипеда пришлось заменить. Потом в поле сломалось колесо. Пришлось вернуться в Челябинск. Двое суток провел там. Понимая, что выбился из графика, сел в поезд и доехал до Омска. Так что из 11 тысяч километров от Санкт-Петербурга до Владивостока тысячу километров я проехал на поезде из-за ДТП, — честно признался Семен.
Это было нужно, чтобы не выбиваться из графика. Он поставил себе задачу: ежедневно преодолевать 120 км. Но всего не предусмотришь: на скорость влияет и погода, и дорожная обстановка, и самочувствие. В Улан-Уде он отравился слишком жирной пищей. Но простудой или чем-то посерьезнее за 94 дня не болел. Хотя обстоятельства были сложными. Один день, например, Семен ехал под проливным дождем и, естественно, промок до нитки. Спасла сменная одежда и газовая горелка, которая служила обогревателем. Если в европейской части страны стояла жара выше 35 градусов, и приходилось спасаться от нее, постоянно смачивая водой бафф (часть экипировки велосипедиста, которая может использоваться и как шапка, и как шарф), то в Сибири температура постепенно понижалась — днем было около 15-16 тепла, а одним прекрасным утром под Благовещенском Семен проснулся от шороха падающих на палатку листьев — их прихватило морозом.
Фото: https://t.me/archidea_semyon
Дорожная обстановка тоже была непростой. Обозначенных на карте дорог в реальности могло не быть, и если бы не подсказка местных жителей, велосипедисту пришлось бы делать многокилометровые объезды, чтобы не угодить в тупик. Нередко приходилось ехать в горку, что снижало скорость. Также на ней сказывалось гравийное покрытие. На колдобинах ломался багажник.120 км не всегда набирались, и наверстывать их надо было на следующий день. Поэтому некоторые города — Ангарск, Читу, Свободный — Семен просто объезжал, не посещая их.
Самыми сложными участками пути он называет спуск к поселку Култук на озере Байкал — там нет обочины на серпантине, как и на трассе М-5 в горной местности между Юрюзанью и Саткой. Также сложно ехать было из-за разбитого покрытия между городами Нижнеудинск и Тулун. Не лучше участок покрытия у города Спасск-Дальний, перед Уссурийском. По Сибири он ехал по трассе «Амур» — это единственный путь. Параллельная дорога в какой-то момент упирается в реку.
— Путешествия по России сложно планировать. Пространства в нашей стране центростремительны. Между региональными центрами или из одной деревни в другую дороги нет. Об этом говорят географы, и я нашел тому подтверждение. В центральной России плутал, мне говорили, что едешь не туда — трек не туда ведет. Это спасало. Бывает, что дорога заканчивается за селом. Между деревнями часто нет дорог. Если не знать, то потеряешь время, возвращаясь назад, — поделился опытом велотурист.
Вообще, во всех отношениях очень помогало общение. Так, на одном участке Семена остановил автомобилист, снабдил его провизией и сказал, что первый магазин он увидит только через два дня.
Ехал Семен только в светлое время суток. Говорит, что и днем можно не заметить колдобину, а уж ночью тем более.
Что касается бытовой стороны путешествия, то ночевал в основном в палатке, которую ставил недалеко от трассы, опасаясь диких животных. Под Лучегорском вообще заночевал в пределах развязки, практически на «пятачке» кругового движения, узнав от местных, что в лесу бродят медведи.
Фото: https://t.me/archidea_semyon
В городах, где читал лекции, снимал жилье. От «цивилизации» между городами отказался принципиально, зная, что комфорт, даже минимальный, расслабляет. А когда его нет, то отправиться в путь с утра гораздо легче, особенно в плохую погоду. Палатка же не теплая постель, из которой не хочется вылезать, когда на улице дождь.
Семен говорит, что выбрал средний вариант между крайностями. Одни велопутешественники не берут с собой ничего и ночуют буквально на остановках общественного транспорта, постелив лишь полиэтилен. Другие отдыхают в комфортных условиях, где есть все удобства.
— Я взял с собой 30-килограммовую кладь с вещами на все случаи жизни. И багажник в первый же день сломался. Поэтому я отправил лишние 6 кг груза домой из Иваново. По ходу движения понимаешь, что тебе не нужно, — объяснил Семен. — И еще один лайфхак я подсмотрел у амбассадора Уральских гор Олега Чегодаева: когда он шел по Уралу, то отправлял себе вперед посылки с едой. Я тоже отправил посылки с продуктами питания в Иркутск и Новосибирск, чтобы не везти лишний груз, — рассказал он.
Фото: https://t.me/archidea_semyon
В европейской части России по пути было полно магазинов крупных федеральных сетей, где всегда есть нужные продукты, до Урала он в кафе не питался, но, перевалив за Уральский хребет, ел только в кафе. Брал один и тот же набор блюд на обед, и он стоил всегда 500 рублей.
Кстати, затраты на путешествие вылились примерно в 300 тысяч рублей, включая собственные накопления и донаты от тех, кто поддерживал Семена.
Каким бы ни был боевым настрой, но все же три месяца одиночной экспедиции — не рядовое испытание. Велоэнтузиаст признается, что порой накатывало отчаяние: «Зачем мне все это?» Но не упасть духом помогала музыка и аудиокниги. Книг он переслушал не менее десяти, в том числе почти по теме: «80 дней вокруг света» Жюля Верна и «Прерию» Фенимора Купера. Кроме того, его вдохновляли примеры других людей, отважившихся в одиночку отправиться в неизвестность: Анны Смолиной, которая укатила на велике из Москвы в Магадан, захватив с собой любимую таксу. О ней даже сняли фильм «Поехавшая». Алексея Болдырева, преодолевшего путь из Архангельска до Владивостока. Александра Осипова из Тамбова, объехавшего вокруг Земли и пересекшего все континенты. Земляка Антона Сазонова, добравшегося из Уфы до Индонезии Каждый год кто-то куда-то едет, но не все б этом знают.
Такая серьезная экспедиция, разумеется, под силу не каждому велотуристу. Да и сам Семен решился на нее не сразу, а только набравшись опыта совместных поездок по Норвегии и Португалии. Пробный одиночный велотур провел из Рима в Мюнхен — 1400 км за 11 дней. Потом проехал по Карелии и финишировал на стрелке Васильевского острова. Поэтому и нынешний тур во Владивосток начал оттуда.
Фото: https://t.me/archidea_semyon
Почему именно Владивосток?
— Когда во время путешествия по Португалии мы добрались до мыса Рок, я сказал товарищу: «Представляешь, отсюда все дороги ведут на восток. А что там на востоке? Ага, Владивосток». Наверное, тогда мне это и запало в душу, — объяснил он.
Во Владивостоке Семен задержался еще на день, чтобы съездить на финальную точку общенационального веломаршрута, который объединит многочисленные внутри- и межрегиональные веломаршруты.
В тему
Как рассказал член Русского географического общества, велопутешественник, основатель и лидер проекта создания Национальных веломаршрутов России VeloRussia® Антон Сазонов, по инициативе уфимских велосипедистов, в том числе и Семена Кучерова, в следующем году на острове Русский во Владивостоке будет благоустроен финишный отрезок трансроссийского веломаршрута Санкт-Петербург — Владивосток и установлен знак «ВелоРоссия».
Цифра
800 часов заняло велопутешествие Семена Кучерова от Санкт-Петербурга до Владивостока.
Источник Российская газета Башкортостан