Может быть, эти изваяния высотой от метра до нескольких попытка сохранить память о предках («балбал» на тюркском — «пращур»), а, может быть, это богатыри, которые проклинали солнце и за то были превращены в камень — одна из самых известных легенд Донбасса?
Или кто-то еще?
Народы уходят, идолы остаются. И чем больше проходит времени, тем у людей к ним больше вопросов.
В поисках ответов донбасские кукольники поначалу обратились к знаменитому дончанину Сергею Прокофьеву, он более ста лет назад уже пытался осмыслить местные мифы, после чего родился сначала балет, увы, не принятый заказчиком Сергеем Дягилевым, а затем симфоническая сюита «Скифские бабы». Но Прокофьев землякам не помог, композитор театра кукол Антон Бессонов сумел вплести в саундтрек спектакля лишь цитаты из сюиты, на этом «сотрудничество» завершилось.
Попытки углубиться в этнографию — тоже не помогли кукольникам подобрать к легендам ключи. А что помогло? Понимание, что скифские бабы — это не совсем не легенда. Вернее, совсем не легенда.
…В темном пространстве сцены зажигается красное солнце, оно улыбается, и на свет рампы выходят четыре стихии — Огонь, Земля, Вода и Воздух. Они водят магический хоровод, от которого рождаются день, ночь, растения и животные. И конечно, он, человек. И вот уже люди растят хлеб, добывают воду, умывают солнце… И все бы хорошо, но чего-то не хватает. Появляется тайна любви. И как любая тайна приносит с собой мучения — от разлук, от несовпадений, но солнце дарит людям дар всепрощения. И снова крутится земля — день сменяет ночь, за горем приходит радость, за разлукой — любовь, стихии помогают людям, люди — помогают родной земле.
За хороводом жизни зрители следят как вкопанные, кажется, им и не нужно, чтобы на сцене появлялись злые силы — этого нынче и в новостях хватает. Актеры, которые все последние годы прожили в Донецке, тоже будто бы откладывают встречу с тем страшным, без чего легенда не легенда. На сцене долго смакуется быт народа, магические танцы сменяют друг друга…
И все же приходит беда. Нет нужды называть ее по имени, это нынче было бы ужасной тавтологией. Это хорошо понимает и режиссер спектакля Борис Чернышов, который с дончанами работает не первый год. О смене вех мы догадываемся по деталям — крылья ворона, пепел, перевернутое солнце (художник-консультант — Виктор Никоненко из Театра им. Образцова).
А что дальше? Мужчины уходят, женщины их ждут и пытаются выжить.
Легенда ли все это? А если оглянуться, если повспоминать, подумать? Лично меня память уносит не в стародавние времена.
…Зима 2022 года. Мы подъезжаем к Донецкому республиканскому краеведческому музею. Машину паркуем во дворе, за мощным забором — на случай прилета. Кругом осколки, стекло, «раненные» деревья, воронки от снарядов, и вдруг глаза выхватывают странные каменные изваяния — не то люди, не то инопланетяне. Некоторым из них семь и больше веков, кого-то из них время не пощадило, но у большинства сохранились сомкнутые под животом руки, головы, даже глаза. В которые, впрочем, и сегодня страшно заглянуть.
И надо же… ни в одну из этих каменных баб не попали снаряды. Даже когда ракеты сносили в музее целые залы, и кирпичи с осколками разлетались на сотни метров.
— У нас огромная коллекция каменных изваяний, 11 — 13 века, и это все не копии, — говорила тогда директор музея Марина Максимчук. — И все в порядке, все устояли в самые страшные времена.
И все же это история не про окаменевшие души. А про что? Про кого?
Квартал, где живет директор, разнесли ракетами, пришлось переехать в другой район, но уехать из города совсем — даже в голову такое не приходило.
Кабинеты, где работают музейщики, прошиты осколками, следы от них прямо над компьютерными мониторами. Но люди работают, практически все они — женщины. Мужчины ушли.
«В нашем музее двадцать ребят, историки, все взяли оружие и защищают Донбасс. А мы здесь. Стоим. И выстоим. И всех своих дождемся».
Я вспомнил лишь одну историю о современных скифских бабах, но таких на Донбассе — пруд пруди. За каждой своя легенда.
Да что далеко ходить? Театр кукол — в эпицентре прилетов,вокруг разбитые больницы, торговые центры, дома… Но театр держался. И те четыре актрисы, что рассказывают историю «Скифских баб» — тоже никуда из своего города не уехали. Людмила Левашова, Татьяна Компаниец, Любовь Шайдер и Светлана Суворова.
И теперь они победительно держат в руках маленькие копии истуканов, а за кулисами повторяют журналистам, что «Скифские бабы» — не каменные, они — живые. Они рядом. И что «сила земли и сила женщин стоят на страже мира».
… В финале мистерии донецкие кукольники по-своему отвечают на вопрос, над которым бьются историки — почему же все-таки бабы каменные? «А стихии заковали души людей, павших за свободу своей родной земли, в камень, чтобы они своей любовью к Родине охраняли ее».
Противоречит ли это преданиям? Возможно. Но у каждого поколения свои молитвы. Нынче у каменных баб просят мира.