Производство дронов в России должно увеличиться в десять раз. Такая поставлена задача. И речь не только о военных: коптеры все серьезнее заявляют о себе в делах сугубо гражданских. От производства и сельского хозяйства до рекламы и развлечений. Планируется, что к 2030 году беспилотная отрасль будет включать не менее 1 млн человек. Каких специалистов ждут, какие компетенции им нужны? Об этом говорим с ректором Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА) профессором Борисом Елисеевым.
Борис Петрович, одна из важных программ подготовки в МГТУ ГА касается противодействия несанкционированным полетам дронов. Радиоэлектронная борьба как никогда в повестке дня?
Борис Елисеев: Бесспорно. Как и спуфинг, подмена навигационного сигнала ложным. Университет готовит специалистов, которые могут все это распознавать и ставить защиту. К слову, по данным рабочей группы по спуфингу организации OpsGroup, в мире сегодня в среднем 1500 рейсов в день подвергаются спуфингу. Проблема огромная и нужны профессионалы, которые способны ее эффективно решать.
Да, в Институте повышения квалификации и аттестации кадров МГТУ ГА разработаны и утверждены две принципиально новых, в рамках дополнительного профобразования, программы: подготовка руководителей и специалистов по сертификации авиатехники гражданской авиации организаций-разработчиков и изготовителей БАС и БВС, а также подготовка по организации противодействия несанкционированному выполнению полетов БВС над охраняемыми объектами (территориями). Мы обучаем практическим навыкам эксплуатации средств радиоэлектронной борьбы.
Ваш вуз первым в России начал системную подготовку инженеров для беспилотников. И когда первый выпуск?
Борис Елисеев: Состоялись несколько наборов. В следующем году выпустим первых по программе среднего профобразования. А через год — первую группу бакалавров по профилю «Эксплуатация беспилотных воздушных судов». Плюс студенты получат свидетельство на право пилотирования и управления БВС. Число желающих учиться растет: в этом году приняли на профиль почти в два раза больше, чем в прошлом.
Вуз продолжает подготовку операторов и инструкторов для беспилотников массой до 30 кг. Есть программа по обучению внешних пилотов для дронов, используемых в сельском хозяйстве. В рамках экспериментального правового режима — программа по обследованию зданий и сооружений с помощью беспилотных систем. В октябре рассчитываем запустить программу по управлению и эксплуатации малых беспилотников для поисковых и спасательных работ. Один из ведущих российских банков безвозмездно передал университету шесть таких дронов. Так что спектр подготовки расширяется, «обрастает мясом».
Справочный вопрос: «дроны» это в обиходе. А официально все квадро-, мульти- и прочие коптеры, беспилотные аппараты самолетного и вертолетного типа — это БАС и БВС. В чем разница между ними?
Борис Елисеев: Поясню. БВС — собственно воздушное судно, управляемое пилотом вне его борта. А БАС — беспилотная авиационная система, состоящая из взаимосвязанных элементов: включает одно или несколько БВС, средства управления и контроля, площадки для взлета и посадки.
Скажите, зачем нужны программы допобразования для эксплуатации беспилотников, если уже есть высшего и среднего профессионального?
Борис Елисеев: Программы высшего образования — это профили, созданные вузами самостоятельно на базе основных образовательных программ. И таких вузов пока единицы. Колледжи, в том числе филиалы МГТУ ГА, реализуют программы по стандарту Минпросвещения.
Но есть специфика подготовки авиаперсонала именно для гражданской авиации. Закрытый его перечень утверждается приказом министра транспорта в соответствии с Воздушным кодексом. Такая подготовка ведется только в авиационных учебных центрах, деятельность которых определяется федеральными авиационными правилами, а сертификат выдается Росавиацией.
Особые требования к оборудованию, условиям обучения?
Борис Елисеев: И не только. Специальными знаниями должны обладать и сами преподаватели учебного центра. Мы отвечаем на запросы рынка труда. И наша учебно-производственная тренажерная база позволяет это сделать очень оперативно. Обучить работе с конкретным типом дрона, выполнять точечные задачи. Это главное. А вообще, в АУЦ МГТУ ГА сегодня реализуется 151 программа дополнительного профобразования.
Беспилотная отрасль развивается стремительно. И ведущий университет гражданской авиации просто обязан не отставать. Поэтому не только открываем новые программы, но и наращиваем материально-техническую базу. Это, помимо самих машин, большое количество «умных»тренажеров, устройств виртуальной реальности. Видели наш технопарк? Более 40 тренажеров пилотирования, трасса для тренировок в дрон-рейсинге, лабораторные стенды для ремонта и диагностики неисправностей летательных аппаратов… Спасибо, Росавиация, наш учредитель, поддерживает все инициативы вуза.
Кстати, сам университет недавно получил сертификат эксплуатанта на право проведения авиаработ с использованием беспилотников. Это позволяет выполнять государственные и коммерческие заказы: от воздушного патрулирования трубопроводов и линий электропередач, контроля за ледовой обстановкой до лесоохраны и, разведки косяков рыбы.
Какие перспективы?
Борис Елисеев: МГТУ ГА подготовил пакет документов для получения сертификата по техническому обслуживанию гражданских воздушных судов взлетной массой менее 5700 кг. Они скоро станут беспилотными. Не за горами внедрение в коммерческий оборот «тяжелых» БВС. Поэтому необходим центр по их техническому обслуживанию.
Недавно университет подписал соглашение о сотрудничестве с известным отечественным разработчиком перспективных беспилотников. Его флагманский проект — электрический самолет вертикального взлета-посадки Ecolibri eVTOL. Цель — объединить наши усилия в совместных научных исследованиях, в развитии сети учебно-тренировочных центров.
Мы всегда стараемся просчитывать наперед. Конкретный пример. Как я уже говорил, вуз готовит операторов дронов массой до 30 кг. Однако посадочная площадка, построенная для этого в нашем филиале в подмосковном Егорьевске, предназначена для проведения практических занятий с беспилотниками до 2,5 тонн. Что это значит? Когда начнем готовить авиаперсонал для «тяжелых» аппаратов, не нужно будет открывать новую. Все есть.
Сейчас обсуждается проект программы обучения внешних пилотов для управления дронами более 30 кг. Ведь это совершенно новая категория авиаторов?
Борис Елисеев: Уверен, институт внешнего пилота ждет серьезное развитие. Есть федеральные авиационные правила, которые устанавливают требования ко всем категориям авиаперсонала. Включая и внешних пилотов. Последние изменения внесены в феврале. Внешний пилот, управляющий такой техникой, должен иметь отменное здоровье, отличную теоретическую и практическую подготовку. Должен знать не только аппарат с технической стороны, но и воздушное законодательство, порядок ведения радиосвязи, основы воздушной навигации, аэродинамики, метеорологии.
Есть профстандарт?
Борис Елисеев: Есть. Он утвержден приказом Минтруда в 2023 году. Но скоро может стать не очень актуальным.
Почему?
Борис Елисеев: Совет ИКАО 18 марта 2024 года принял первое издание части IV Приложения 6 к Конвенции о международной гражданской авиации, содержащее Международные стандарты и Рекомендуемую практику по эксплуатации воздушных судов. Четвертая часть так и называется: «Международные полеты. Дистанционно пилотируемые авиационные системы». Она содержит исчерпывающую информацию для организации работы, в том числе подготовки внешних пилотов. Эти документы будут введены 26 ноября 2026 года.
Мы внимательно изучаем нормативные документы ИКАО. Сразу совершенствуя свои. Как только будут внесены изменения в национальное законодательство, а главное, в гражданском обороте массово появятся сертифицированные беспилотники «серьезной» весовой категории и тренажеры к ним, сразу откроем соответствующую подготовку. Прежде всего в системе дополнительного образования.
А пассажиров на беспилотных воздушных судах будут перевозить? Говорят много, но пока звучит как фантастика.
Борис Елисеев: Идут дискуссии. Кстати, не могу не отметить очень конструктивные обсуждения на полях недавнего Дальневосточного экономического форума, которые были посвящены гражданской авиации. И беспилотной в особенности. Кроме того, лично для меня много интересного открыл масштабный проектно-образовательный интенсив «Архипелаг-2024», который прошел на Сахалине и тоже был посвящен беспилотью.
Вы же дальневосточник? Корни оттуда.
Борис Елисеев: Оттуда. Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, — места, где я родился, учился, работал.
Ключевой вопрос
Борис Петрович, МГТУ ГА внесен в реестр ИКАО. Диплом вуза по-прежнему признается международными организациями гражданской авиации?
Борис Елисеев: Да, вуз в реестре ИКАО. Ничего не изменилось. И число иностранных граждан, поступающих к нам, только растет. Санкции мало влияют на желание молодежи получить отличное профессиональное образование для работы в авиации. В этом году к обучению приступили более 100 студентов и курсантов из 48 стран мира. Впервые из Габонской и Тоголезской республик, Многонационального Государства Боливия, Республики Зимбабве.
Нынешний прием, как говорят, побил все рекорды университета прошлых лет?
Борис Елисеев: И, не скрою, гордимся этим. В МГТУ ГА сейчас без малого 11 142 тысячи студентов и курсантов в Москве, а также шести филиалах по России. На первый курс поступили 3129 человек. Особая наша забота сейчас — авиационно-технический колледж в Рыльске. С учетом непростой ситуации в Курской области занятия для 800 обучающихся проводятся там дистанционно. Университет оказывает необходимую методическую помощь. Выпускной курс готовится к практике, есть договоренности с десятком авиапредприятий, которые ждут курсантов. На добровольные пожертвования наших сотрудников — москвичей закуплены и переданы в Рыльск 74 планшета для преподавателей и курсантов.