(бизнеса и граждан) движимого имущества достигло 20,3 млн руб., сообщили в Федеральной нотариальной палате (ФНП). За восемь месяцев 2024 года внесено почти 2,3 млн записей. А это на 35% больше, чем за аналогичный период 2023 года.
Число уведомлений о залоге движимого имущества достигло 20,3 млн руб., рассказали в Федеральной нотариальной палате (ФНП). За восемь месяцев 2024 года внесено почти 2,3 млн записей. А это на 35% больше, чем за аналогичный период 2023 года.
Из них 1,55 млн — уведомления о залоге транспортных средств. «Кредитных» автомобилей, отмечают в пресс-службе, становится все больше. За восемь месяцев 2024-го число таких записей выросло на 64%, по сравнению с прошлым годом. Еще 728 тыс. — новые записи по другим видам движимого имущества.
«В текущем году было отмечено ускорение выдачи нецелевых потребительских кредитов под залог транспортных средств. — рассказал «Российской газете» Алексей Волков, директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ). — Если до 2023 года их доля составляла не более 1%, то к середине 2024 года она уже превысила 3%». На это ЦБ уже дважды указывал в своих докладах. Более трети таких ссуд — 40% — были предоставлены гражданам, кто отдает на платежи по кредитам 80% своих доходов. При этом экономическая роль залога несущественна, говорят в регуляторе. Средний уровень полной стоимости кредитов по ним всего на 1% меньше, чем по кредитам наличными. Речь идет о 27%, тогда как по автокредитам — 21%. При этом доля кредитов с просроченными платежами в этом сегменте существенно выше.
«Таким образом, оформление залога в виде транспортного средства позволяет отдельным банкам снижать регулятивную нагрузку», — говорят в ЦБ. С 1 ноября заработают новые ограничения, нацеленные на снижение долговой нагрузок в этом сегменте. Основания для возникновения залога при этом могут быть разными, рассказали «РГ» в ФНП.
Речь может идти и о денежных долгах с обеспечением в виде автомобиля, и об автокредитах. Число последних существенно выросло. За январь-август 2024 года было выдано 1,11 млн автокредитов, что на 87,5% больше аналогичного периода в прошлом году, подтвердили в НБКИ. Записи в реестре ФНП вносят нотариусы, получив соответствующую информацию от залогодержателя или залогодателя. Большая часть уведомлений поступает от банков. Остальные — от юрлиц и граждан. Предприниматели активно используют в качестве залога при кредитовании различное оборудование на балансе или товары в обороте.
Помимо легковушек, автобусов и грузового транспорта, в реестре также есть записи о самолетах, лодках, катерах и даже снегоходах. Есть и более необычные средства передвижения. Например, электрокары и электросамокаты: за последний год записей о них стало больше на 20-80% соответственно. Среди записей встречаются даже картины, драгоценные камни, а также коровы, черепахи, комбайны и тракторы. Как отмечают в ФНП, если имущество находилось в залоге, но залогодержатель не сообщил об этом, и информация не появилась в реестре, все риски он принимает на себя.
«В этом случае обратить взыскание на заложенное имущество, проданное добросовестному покупателю, практически невозможно», — говорят в организации. Но если покупатель не изучил сам, впоследствии его могут ждать проблемы. Имущество останется под залогом, и у кредитора есть законное право отобрать его или потребовать, чтобы новый собственник, пусть даже не подозревавший об обременении, выплачивал чужой долг.
«Если говорить в целом об идее движимого имущества в качестве залога, то с учетом существенного спроса на технику и автомобили, и связанным с этим спросом ростом цен, который мы все наблюдаем, ликвидность таких залогов в глазах банков повышается. Потому что ликвидность залога всегда напрямую связана с тем, насколько легко такой залог реализовать», — рассказал генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич.
Он уточнил, что за 7 месяцев 2024 года было предоставлено 10,2 трлн рублей кредитов субъектам МСП, при этом за весь 2023 год субъекты МСП получили 15,9 трлн рублей.
«В части роста записей о залогах хотелось бы отметить, что Корпорация не наблюдает их роста по кредитам, выданным с нашей поддержкой», — отметил он.
Вероятно, это связано с тем, что мы как раз и предоставляем меры гарантийной поддержки, чтобы либо снизить объемы требуемых залогов, либо вообще получить кредиты без залогов, добавил он. Движимое имущество идет в залог в случае небольших сумм кредитования, обычно даже скорее потребительского, полагает Исаевич.
Несмотря на то что ключевая ставка сейчас крайне высокая, бизнес продолжает пользоваться заемным и кредитным финансированием. Об этом «РГ» рассказал Павел Вешаев, эксперт МГО «ОПОРЫ РОССИИ» по финансам.
По его словам, предприниматели могут брать деньги для пополнения оборотных средств, для реализации инвестпрограмм, а также для других планов по сохранению и развитию бизнеса.
«В первую очередь собственники пытаются получить кредит без поручительств и залогов. Но это как правило очень небольшие суммы. Затем, при наличии залогов в бизнесе они, конечно, идут на такие кредиты», — пояснил он.
Эксперт уточнил, кредит может браться под залог оборудования (если их можно оценить и банк берет их в залог), под залог офисных помещений, производственных помещений. Где-то бывает, что берется в залог остатки на складе — товары и комплектующие.
«В последнюю очередь владельцы готовы подписывать свои личные поручительства, брать на себя обязательства, ставя под удар свою личную финансовую безопасность и безопасность своих семей», — заключил он.