Цикл исследований прошел на учебно-тренировочном испытательном полигоне филиала ФГБУ ВНИИПО МЧС России в Оренбурге, сообщила в начале сентября пресс-служба Минстроя. В том числе там построили, а затем сожгли деревянный многоэтажный дом.
Были построены два фрагмента деревянного здания — один без огнезащиты, другой со всеми элементами противопожарной защиты, рассказал на форуме начальник отдела ФБГУ ВНИИПО МЧС России Андрей Пехотиков. При испытаниях фрагмента без защиты результат был получен не самый хороший — конструкции прогорели, и здание практически пришлось спасать от разрушения, говорит он. Здание с огнезащитой и противопожарными системами обгорело значительно меньше, распространение огня было меньше. Принципы пожарозащиты сработали. Результаты испытаний находятся на обработке.
Очаг пожара в экспериментальном здании был на первом этаже. Поскольку на 2-3-й минуте сработала система подпора воздуха в лестничную клетку, огонь туда не шел, но по квартирам с открытыми деревянными стенами пламя распространялось, рассказал технический директор «BN Group» Андрей Ветер. При этом оказалось, что когда на протяжении долгого времени температура в источнике пожара достигала тысячи градусов, с другой стороны этой стены она из-за низкой теплопроводности дерева держалась в пределах 27-32 градусов, то есть не способствовала возгоранию. Такие же испытания с бетонной стеной, по словам эксперта, показывают, что и с другой стороны стены температура поднимается выше 500 градусов. «То есть если в бетонном здании с противоположной стороны стены находился бы диван или висел ковер, то распространение огня бы продолжилось. Здесь этой картины не наблюдалось», — сказал Андрей Ветер.
Тем не менее огонь нашел слабое звено — это окна. Спустя 20 минут пожара лопнул стеклопакет, пламя вырвалось наружу и начало «лизать» фасадные конструкции. И хотя деревянный фасад был покрыт слабогорючими панелями, через вентиляционный зазор пламя проникало, выжигая фасадную подсистему стальных конструкций. Так что спустя уже 15-20 минут начали отваливаться облицовочные материалы, затем — крепеж негорючего утеплителя, и на 25-27-й минуте отпал утеплитель и загорелось само дерево наружной стены.
«Таким образом мы обнаружили, что основной путь распространения пожара — это не стены и не перегородки и даже не коммуникационные шахты, а световой проем, — сказал Андрей Ветер. — На сегодняшний день мы разработали несколько технических решений, которые собираемся воплощать в жизнь — это решения, связанные с отсечением вырывающихся языков пламени из комнаты, где находится источник пожара, чтобы предотвратить его распространение на вышележащие этажи».
Во время испытаний наметился путь решения проблем пожарной безопасности деревянных зданий, отметил завлабораторией несущих деревянных конструкций ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко АО «НИЦ «Строительство» Павел Смирнов. Пожар продолжался два часа. За это время неприкрытые деревянные стены выгорели по толщине наполовину. А на стене на путях эвакуации, которая была обшита тремя слоями слабогорючего материала, огонь, разрушив эту защиту, за два часа едва добрался до дерева. Ремонт наполовину выгоревших стен затруднителен, а на обшитых — можно лишь заменить покрытие, отметил Смирнов.
Время реагирования пожарных подразделений в городе — 10-20 минут, добавил Андрей Ветер. Наблюдая за пожаром два часа, эксперты ждали критической точки, когда начнется деформация строительных конструкций. «Но мы до нее не дошли, — констатировал Андрей Ветер. — Поэтому еще раз подтверждаем, что деревянные здания — это безопасные здания, нужно просто поменять своё мировоззрение и поменять, конечно, системный подход».
Исследования пожарной безопасности деревянных зданий не прекращаются, рассказал Андрей Пехотиков. По его словам, есть заявки на строительство таких домов более высокой этажности, до 9 этажей. Работы предполагается выполнить на основе как уже проведенных, так и других исследований.
Проектирование 6 и 9-этажных зданий планируется на начало 2025 года. Две первых в России четырехэтажки из дерева (пока это самые высокие деревянные дома в стране) были построены в 2022 году в городе Сокол Вологодской области.
Между тем, широкому применению деревянных конструкций в строительстве многоэтажек, по-видимому, еще не хватает опыта — как в России, так и в других странах. Как отметил главный научный сотрудник лаборатории несущих деревянных конструкций ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко Александр Погорельцев, зачастую запроектированные красивые и современные деревянные «небоскребы» нежизнеспособны. По его мнению, цикл жизни здания резко сокращают балконы и другие выступающие, вычурные и зачастую эффектно выглядящие деревянные детали. Это красиво в течение 3-5 лет, говорит Погорельцев, через 10 лет на это уже смотреть нельзя, а через 20 лет дерево гниет. Такие дома — кандидаты в пополнение аварийного фонда. «Настоящий «деревянщик» понимает, что такому долго не жить, — отметил эксперт. — Призываю: делайте здания лаконичными, чтобы было не только удобно, красиво, но и долговечно. Мы строим не на 20 лет».