«В ходе заседаний нашего архиерейского синода мы обсуждаем возможность новых канонизаций, — цитирует его агентство. — Речь, в частности, идет о прославлении блаженной памяти первоиерарха РПЦЗ митрополита Филарета (Вознесенского), хранителя Монреальской Иверской мироточивой иконы Божией Матери брата Иосифа Муньоса-Кортеса, а также иеромонаха Серафима (Роуза)».
Два имени — отца Серафима (Роуза) и православного миссионера Иосифа Муньоса-Кортеса — для верующих людей настоящая сенсация.
Среди православных в России, наверное, нет человека, не знающего, кто такой отец Серафим Роуз и не читавшего его книг. Этот молодой американец, который смело приобщался в своих духовных и научных исканиях к индуизму, буддизму, иудаизму, суфизму. Но, в конце концов, после прихода в храм Русской православной церкви за рубежом и встречи со святителем Иоанном Шанхайским, остановился на пути. Выбрал православие и стал монахом, а потом и иеромонахом.
«Я был в аду. Я знаю, каково там», — подвел он итог некоторым своим экспериментам. Его путь в церкви и написанные им книги вошли в сокровищницу православной мысли и опыта.
История замученного хранителя мироточивой Монреальской Иверской иконы Иосифа Муньоса-Кортеса, православного иконописца из Чили, тоже известна в современной России всем церковным людям. Почитатель и хранитель мироточивой Иверской иконы, подаренной ему на Афоне, объезжал с нею православные приходы РПЦЗ, где она выставлялась на поклонение. В 1997 году Муньос-Кортес скончался в гостинице после страшных пыток, а чудотворная икона бесследно пропала.
Митрополита Филарета в России знают меньше, но при нем были приняты важные для РПЦЗ решения о канонизации Николая II и членов его семьи, прославлении новомучеников Российских и др.
Архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил подчеркнул, что вопросы о прославлении этих людей пока находятся в начальной стадии рассмотрения. Точные сроки возможного решения он тоже не назвал, посчитав это преждевременным, обозначив только, что оно будет принято «в ближайшие несколько лет».
А после принятия решения о канонизации, РПЦЗ, как часть РПЦ, направит соответствующие документы для получения благословения патриарха Московского и всея Руси — и обсуждения продолжатся.
Архиепископ также сказал, что он лично не видит препятствий для прославления, в частности, отца Серафима (Роуза), с которым ему довелось общаться.
— Я встречался с ним, когда учился в семинарии, за год до его смерти, — рассказал Гавриил, подчеркнув, что «нет никаких сомнений в том, что это человек святой жизни», к тому же, хорошо известный в России благодаря своим книгам.