Впервые мы встретились с Инной в хирургическом отделении Республиканского травматологического центра, куда она поступила после варварского обстрела микрорайона, в котором живет семья. Первый снаряд едва не лишил Тарасенко дома, второй — жизни. Медики сделали все для ее спасения, ногу только сохранить не удалось. Высокая ампутация выше колена… Первым делом, выйдя из наркоза, Инна Владимировна попросила привезти ей ноутбук и учебники, чтобы ученики не остались без урока.
«Как же я работать буду? Я хочу учить детей!», — плакала тогда Инна. А ее муж Андрей, учитель физкультуры, очень беспокоился за жену и повторял, что сделает все, чтобы любимая ходила. Речь шла о протезе. Но у простой учительской семьи, которой еще предстояло восстанавливать дом, не было никаких сбережений.
После того как об этой истории рассказала «Российская газета», руку помощи ей протянули наши читатели. История тронула сердца. Помощь шла со всей страны.
Первым делом, выйдя из наркоза, Инна Владимировна попросила привезти ей ноутбук и учебники, чтобы ученики не остались без урока
Благодаря этой поддержке и собранной материальной помощи Инна Тарасенко в прошлом году отправилась в подмосковный реабилитационный центр, где для нее изготовили индивидуальный протез. А мы тогда стали свидетелями ее первых шагов. Но педагог и там, на реабилитации, была с ноутбуком: ученики и работа превыше всего!
Сегодня она уже с легкостью надевает «ногу» — привыкла. Может ходить и без трости. Только походка немного выдает — прихрамывает. Но это не беда.
Школа, в которой Инна Тарасенко трудится уже 18 лет, находится в плачевном состоянии. Здание не раз страдало от обстрелов. Разрушена крыша, в стене дыра, во многих классах выбиты стекла, отопления нет. Но даже это не стало поводом к прерыванию учебного процесса. Учителя занимают уцелевшие кабинеты.
Вот уже два с половиной года уроки идут в дистанционном формате, но педагоги выполняют свой долг с рабочего места — у доски, в классах, перед монитором ноутбука. Они же по мере сил приводят в порядок и саму школу. Есть и материалы для ремонта. Но пока, говорят, это делать нецелесообразно, да и под запретом кровельные работы в целях безопасности.
— У нас есть четкое расписание, в начале урока перекличка. Посещаемость почти стопроцентная. Прогульщиков нет. Бывает, конечно, вынужденное отсутствие: если свет отключили или интернет. Но это причина уважительная. Оценки ставлю в классный журнал. Проверяю домашнее задание, объясняю новую тему. С пропустившими — индивидуальные занятия. Контрольные и самостоятельные работы — также в онлайн-формате, — говорит Инна. Кстати, учеников с каждым годом становится все меньше.
После ранения Инна Тарасенковела уроки из больничной палатыРеспубликанского травматологического центра. Фото: Елена Мелихова
В этом в первый класс набрали всего шестерых. Это те дети, которые родились после 2014-го. Тогда резко рождаемость упала. Ну и многие семьи уехали. В среднем сейчас в каждой параллели до 15 учеников. А вот педагогический состав уже много лет не меняется. Учителя, как и Инна Тарасенко, в большинстве своем верны профессии. И в свой профессиональный праздник, как и она, на рабочем месте.
— Дети учатся по новым красивым учебникам. Много дополнительной методической литературы и различных пособий. Школьная библиотека пополнилась новыми книгами. Для полноценной работы и учебы все есть!
Только район, в котором находится образовательное учреждение, ближе к окраине города. В основном частный сектор. В последнее время участились обстрелы кассетными снарядами, стреляют и из «Градов». Летом произошла трагедия — в учительской семье погибли трое детей, наши ученики. Украинский прилет был именно в детскую… Недавно еще одного ученика ранило. Так что дети больше времени сидят по домам, — вздыхает Инна.
Она замолкает. И вдруг в ее голосе неожиданно слышатся нотки оптимизма.
«Но, знаете, несмотря ни на что, мы ощущаем себя под защитой. Слышите? Это наше ПВО работает. Мы ждем, надеемся и очень верим, что скоро все это закончится и мы вернемся к нормальной, мирной жизни. Мы реально видим все старания Российской армии. В победе не сомневаемся. Вот тогда и школу восстановим быстро».
На работу они с мужем приезжают вместе. Андрей Владимирович Тарасенко — преподаватель физкультуры. Но дистанционка — не повод отменять занятия спортом. Ребята тренируются дома, сдают нормативы.
— В общем все как у всех. Единственное — живого общения нашим детям не хватает. Ну ничего, все наверстают, — уверены учителя.
Инну и Андрея коллеги в школе называют идеальной парой. Они здесь и познакомились. Сыну уже 14. В 2022-м Андрей, как и другие коллеги-мужчины, отправился добровольцем на фронт. Около полугода воевал, но после ранения был комиссован. Подлечился и вернулся в школу. А когда с супругой случилась беда, он не отходил от нее ни на шаг. На лечение и реабилитацию ездили вместе.
Позади уже несколько таких поездок. Впереди будут еще. А мечта Инны и ее семьи о суперсовременном дорогостоящем электронном протезе может стать реальностью. По индивидуальной программе реабилитации инвалидов пострадавший педагог сможет пройти такое протезирование. Причем совершенно бесплатно.
— С нетерпением жду этого момента, — улыбается учительница. — Ведь на таком протезе можно даже бегать, заниматься спортом. Когда во время прохождения медкомиссии я узнала, что мне в программу реабилитации вписали такой протез, чуть не расплакалась. Он уже в процессе изготовления. Главное, чтобы поездка на каникулы выпала, а то придется снова ноутбук и учебники с собой брать. Работа превыше всего.
В разговоре со мной Инна заметила: «Знаете, а я ведь теперь совсем по-другому смотрю на жизнь. Да, она у меня кардинально поменялась. Когда со мной только произошла беда, я была в отчаянии. Но увидела, как много добрых людей вокруг. Обрела новых друзей, побывала уже после травмы в Москве, в Крыму. А теперь меня приводят в пример тем, кто оказался в такой же ситуации. С получением увечья жизнь не заканчивается. Она прекрасна сама по себе. Инвалидность не приговор. Жить можно и без ноги. А вот без родного Донецка я не проживу».
У учительской четы часто спрашивают, почему они не уезжают в более безопасное место. Педагогам ведь работу можно найти везде. Но Инна Владимировна уверенно отвечает: «Как мы уедем? Для меня оставить мою школу, учеников, коллег, мой дом — это как родину предать. Мы коренные дончане. Будем жить и работать на нашей земле! И как мы бы смотрели в глаза тем бойцам, которые пришли к нам на выручку, встали на нашу защиту?»
А ведь Инна Владимировна Тарасенко дает урок не только своим ученикам. Но и всем нам.
P.S.
Узнав, что эта публикация выходит накануне Дня учителя, Инна Тарасенко просит в очередной раз выразить благодарность тем, кто поддержал, протянул ей руку помощи в критический момент, и обязательно поздравить всех российских педагогов: «Дорогие коллеги! У нас самая лучшая и благородная профессия. Желаю вам мира, добрых и послушных учеников, благополучия и крепкого здоровья».