Филолог из областного центра
Знаменитый педагогический конкурс, победитель которого получает статуэтку пеликана — символа самопожертвования, проводится уже три с половиной десятилетия. За это время он стал, наверное, самым известным смотром профессионального мастерства в нашей стране. Да это и неудивительно, учитывая важность и значимость профессии педагога в любом обществе.
У российской школы по-прежнему женское лицо: две трети лучших учителей — представительницы прекрасной половины. В финале Всероссийского конкурса участвовали 62 учительницы и 28 учителей-мужчин. С другой стороны, и преподавателей мужчин не так уж мало — почти треть.
По месту проживания и работы участники разделились на три почти одинаковые группы. Каждый третий лучший учитель преподает в крупном городе или по крайней мере в областном центре, чуть меньше победителей из небольших городов, еще примерно треть — это сельские и поселковые педагоги.
А вот по педагогической специальности разброс и неравенство среди участников конкурса обозначились очень заметно. Не берусь судить, с чем это связано, но среди участников финала — победителей регионального этапа конкурса, подавляющее большинство учителей — гуманитарии. Больше всего преподавателей истории и обществоведения — 21 человек, почти столько же учителей русского языка и литературы — 18, 12 преподавателей иностранного языка, 10 учителей начальной школы.
На этом фоне точные и естественные науки представлены гораздо скромней: всего пять математиков, пять физиков, еще у пяти преподавателей одновременно указаны оба эти предмета, пять биологов, три учителя физкультуры, по два — химика, учителя музыки и ОБЖ и один географ.
Интересно, что после отбора на следующий этап конкурса тенденция не изменилась, только историки уступили первенство филологам. Из 20 суперфиналистов семеро оказались преподавателями русского языка и литературы.
Наверное, такое преимущество неслучайно. Любопытно, как признался один из суперфиналистов, учитель физики из Санкт-Петербурга Леонид Дедюха, его мечта — написать книгу «Физика для лириков».
«Муд на сегодня — чиллить дома»
Показательные уроки участники конкурса проводили в саратовской гимназии «Авиатор». Сразу после урока преподаватели должны были по традиции ответить на вопросы сидевших на задних партах членов жюри. Учитель русского языка и литературы из Владимира Татьяна Ковалева после окончания урока услышала от одного из членов комиссии реплику: «Как вам повезло с десятиклассниками!». Ребята и впрямь оказались хороши, но и им с учителем тоже повезло.
Темой урока была культура речи, и преподаватель дала возможность молодым людям проявить себя. Например, одним из заданий было сделать перевод с молодежного сленга на литературный язык. Так, фраза, вынесенная в подзаголовок, означает всего лишь: «Сегодня хочется отдохнуть дома» или если совсем буквально: «Настроение сегодня — отдохнуть дома». А вы что подумали?
Элементы игры старались внести в свои уроки большинство участников конкурса.
Филолог Юлия Ермакова из Рузаевки на своем занятии, также посвященном культуре речи, взялась составлять волшебный «эликсир грамотности». Как впоследствии выяснилось, это не на шутку насторожило некоторых членов жюри, которые после урока стали выяснять, что там учительница смешивала во флаконе и зачем вообще это было нужно. «Гарри Поттера» они явно не читали…
Ее коллега из Челябинска Екатерина Румбах исследовала со своими учениками стихотворение Пушкина «Анчар». Фантастический образ дерева зла дал поэту возможность высказать свои мысли о неравенстве людей и природе власти, о соотношении добра и его противоположности, а учителю — провести запоминающийся урок.
В конце урока учительница попросила детей написать, что каждый из них готов сделать, чтобы добра в жизни было больше. Как рассказала Екатерина Владимировна, сама она написала: «Делать свое дело хорошо», то есть учить.
Интервью для педагога
Помимо традиционного показательного урока участникам в этом году приготовили новое испытание — педагогическое интервью. Учителя должны были ответить на десять заранее подготовленных вопросов, которые задавал ведущий.
— Это тот формат, в котором участники смогут продемонстрировать важные для учителей компетенции, — объяснила одна из организаторов конкурса Юлия Есауленко.
Понятно, что вопросы далеко от педагогической профессии не уходили. Учителей спрашивали об их отношении к оценкам, о том, что хотелось бы изменить в своей школе, должны ли они вмешиваться в конфликты между детьми и какое место на уроке нужно отвести юмору.
Современные преподаватели рассказывали, что стараются воспитать из своих учеников думающих и способных критически мыслить людей.
На вопрос, какой стиль преподавания выбрать — авторитарный или демократический, большинство учителей отвечают, что второй. Излишне жесткий учитель, по мнению педагогов, вызовет у учеников лишь отторжение.
В то же время все учителя не любят, когда задуманный урок идет не по плану. Однако в некоторых случаях на это приходится соглашаться, например, если преподаватель видит, что ребята не поняли материал.
На вопрос, что нового открывают педагогам ученики, Екатерина Румбах ответила, что ей дети помогают по-новому прочесть классику. И рассказала историю, как один из ее учеников, «физик, а не лирик», объяснил психологическое состояние главного героя рассказа Льва Толстого «После бала» с точки зрения физического закона. Если кто позабыл школьный курс, в этом рассказе молодой студент, влюбленный в прекрасную девушку и восхищающийся ее отцом-полковником, неожиданно становится свидетелем бесчеловечной расправы над солдатом, которой руководит этот командир. Потрясение, испытанное молодым человеком, оказывается столь велико, что он стал равнодушен к прежнему предмету своей любви. Школьник, про которого вспомнила учительница, объяснил эту перемену с точки зрения физики: когда на тело действуют равнодействующие и противоположные силы, оно находится в покое и никуда не движется.
А на вопрос: «Как определить цену учителю?» математик из Псковской области Дмитрий Спиридонов дал простой ответ: «Моя цена — это мои выпускники, которые стали хорошими людьми, их уже не одна сотня».
Прямая речь
Сергей Кравцов, министр просвещения РФ:
— Конкурс «Учитель года России» позволяет сформировать сообщество учителей, которые становятся наставниками как для своих коллег, так и для студентов педагогических вузов, учеников профильных классов. Благодаря конкурсу развивается кадровый потенциал системы образования. Важно находить педагогов, которые готовы быть лидерами общественного мнения, работать с коллегами в регионах и личным примером приводить в педагогическую профессию талантливую молодежь.
Олег Янковский, победитель конкурса «Учитель года-2023»:
— Пусть воздух, которым дышал Чернышевский, поможет ответить вам на вечный вопрос «Что делать?». Пусть огонь, который зажег в своей электрической свече Павел Яблочков, даст вам искру вдохновения. И пусть космос, тот самый, из которого спустился на нашу саратовскую землю Юрий Гагарин, примет в свои недра новые плеяды педагогических звезд!