© f8studio / Фотобанк 123RF.com |
Согласно ст. 134 ТК РФ работодатель обязан принимать меры для повышения уровня реального содержания зарплаты, то есть производить ее индексацию. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ЛНА).
В судах нет единства по вопросам о том, с какой периодичностью и каким образом организации частного сектора экономики должны принимать меры для повышения уровня реального содержания зарплаты. Предлагаем вашему вниманию несколько судебных решений 2024 г. по вопросам индексации заработной платы.
По-прежнему встречается позиция, согласно которой обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем не только посредством индексации, но и путем периодического увеличения заработной платы безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий (определения Третьего КСОЮ от 7 февраля 2024 г. № 8Г-1538/2024, от 26 августа 2024 г. № 8Г-17085/2024, Девятого КСОЮ от 16 мая 2024 г. № 8Г-2712/2024).
В других судебных решениях можно проследить логику ВС РФ, изложенную в определении от 8 апреля 2019 г. № 89-КГ18-14. Напомним, в нем ВС РФ пришел к выводу о том, что работодатель может ссылаться на повышение окладов и осуществление стимулирующих выплат как на реализацию права работника на повышение реального уровня содержания заработной платы, если именно такой способ индексации заработной платы был зафиксирован в локальном нормативном акте или коллективном договоре. Например, Седьмой и Третий КСОЮ указали, что повышение реального уровня содержания заработной платы может производиться путем выплаты премий, если такой механизм индексации избран работодателем в связи с ростом потребительских цен (определения Седьмого КСОЮ от 23 июля 2024 г. № 8Г-10861/2024, Третьего КСОЮ от 24 июля 2024 г. № 8Г-15166/2024). Если же целью выплаты премий является усиление материальной заинтересованности работников и повышение эффективности деятельности работодателя, а не повышение реального содержания заработной платы работников, нет оснований полагать, что выплаченные работнику премии были выплачены именно в целях выполнения требований ст. 134 ТК РФ (определения Восьмого КСОЮ от 16 мая 2024 г. № 8Г-7557/2024, Седьмого КСОЮ от 20 июня 2024 г. № 8Г-8516/2024).
Первый КСОЮ пришел к выводу о том, что повышение оклада, связанное с изменением трудовой функции и увеличением объема работы, а также выплата премий за выполнение показателей эффективности не свидетельствуют об исполнении требований ст. 134 ТК РФ (определение от 24 июня 2024 г. № 8Г-16716/2024).
При отсутствии какого-либо локального акта, договора или соглашения у работодателя об индексации заработной платы, либо если предусмотренные у работодателя положения не дают возможность реально произвести индексацию (не установлен сам механизм, просто имеется ссылка на ст. 134 ТК РФ), по мнению некоторых судов (см. определения Седьмого КСОЮ от 18 января 2024 г. № 8Г-22842/2023, от 11 июня 2024 г. № 8Г-8215/2024, от 14 мая 2024 г. № 8Г-7240/2024, от 16 января 2024 № 8Г-23642/2023, от 20 июня 2024 г. № 8Г-8516/2024, Восьмого КСОЮ от 13 июня 2024 г. № 8Г-10638/2024), необходимо применять следующий порядок индексации. Заработная плата подлежит индексации раз в год по индексу роста потребительских цен, установленного по итогам прошедшего календарного года. При этом индексация заработной платы должна производиться путем увеличения ставок, окладов работников, а не общей суммы заработной платы.