Иран не мог не ударить по Израилю из-за объявления о начале наземной операции в Ливане против «Хезболлы». Иначе Тегеран показал бы свою слабость. Полноценной войны на Ближнем Востоке никто не хочет, но ситуация с каждым днем накаляется, рассказал aif.ru старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Юрий Зинин, который больше половины жизни работал в арабских странах, включая Ливан.
Как отметил эксперт, Иран взял на себя неформальное лидерство в шиитском мире (ветвь ислама). «В Иране часть населения — шииты. „Хезболла“, войну которой объявил Израиль, — шиитская военно-политическая организация. Поэтому Иран ее всячески поддерживает. И не смог ничего не предпринять после ударов по базам „Хезболлы“ в Ливане, убийства лидера организации Хасана Насруллы и объявления о скором начале наземной операции», — говорит международник.
По словам Зинина, если Иран не предпринял бы какие-то жесткие меры, то оказался бы в глазах других арабских стран слабым, неэффективным государством. Об этом уже многие говорят на Западе. «С другой стороны, если прямо вмешаться и начать масштабные военные действия, то на стороне Израиля могут выступить и США, которые направили в регион крупные силы и постоянно предупреждают Иран. У американцев там есть военные базы — и в Персидском заливе, и в Иордании, и в Израиле. К тому же у Ирана не слишком блестящее экономическое положение для полномасштабной войны», — продолжает собеседник.
Эксперт считает, что другие арабские страны тоже против большой войны из-за угрозы колоссальных экономических потрясений. «На Ближнем Востоке сосредоточено две трети нефтегазовых ресурсов. В случае полномасштабных боевых действий нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие страны могут быть затронуты ими. Тогда могут возникнуть потрясения на рынке. Да и сам Иран зависит от нефти и газа», — приводит аргументы арабист.
Сейчас обе стороны в сложном положении. Израиль поставил задачу покончить с «Хезболлой». А организация, которую подпитывают тысячи и тысячи беженцев, твердо заявила, что не откажется от своей политики по поддержке Палестины военными методами. Но покончить с «Хезболлой» практически невозможно, уверен Зинин.
«Израиль может нанести удар по „Хезболле“. Но вряд ли сможет ее физически уничтожить. Даже если ликвидируют руководство, появятся новые командиры. Если брать военное крыло, то оно наполовину подпольное, имеет базы с оружием. В „Хезболле“ очень важны родственные связи, часто в организации состоят кланами. И когда кто-то погибает, тут же его замещает ближайший родственник», — приводит аргументы собеседник.
«Хезболлу» мощно поддерживают арабские страны. Благодаря этому у организации огромные арсеналы оружия — есть практически все, кроме авиации. Ливанцы прекрасно знают горы, где живут, поэтому локализовать их очень трудно. Да даже вычислить члена «Хезболлы» непросто — они не ходят в специальной форме, являются частью местного населения со своими религиозными и политическими взглядами.
Из-за особенности политической системы в стране, невозможно надеяться и на то, что ставка на одну из политических сил Ливана позволит покончить с «Хезболлой». Это страна-калейдоскоп, где в парламенте больше десятка партий, а представительство между мусульманами и христианами поделено пополам. Плюс каждое из религиозных течений разделено на подгруппы внутри себя. Например, у шиитов и суннитов квота в Палате представителей — по 27 мандатов у каждых, плюс друзы и алавиты. В христианской половине парламента аналогично: 34 депутата представляют Маронитскую церковь, 14 — православную и так далее. Если президент — христианин, то премьер-министр — мусульманин.
««Хезболла» — только часть ливанского общества, далеко не все стоят на ее стороне. Но она очень сильная и влиятельная, с ней вынуждены считаться остальные группы.
«Это и сила, и слабость Ливана, что он полиэтническая страна. Из-за этого бывают конфликты между представителями разных партий или религий. Но, с другой стороны, нельзя сменить правительство, поставив во главе свою марионетку, чтобы взять страну под контроль», — объясняет Зинин.
По его словам, из-за этого не видится решений, как миссия Израиля может быть доведена до заявленного финала. Стороны находятся, выражаясь шахматным языком, в положении цугцванга, когда любой ход игрока ведет только к ухудшению его позиции.
Создание двух государств
Президент России Владимир Путин в сентябре, отвечая на вопросы во время Восточного экономического форума, подчеркивал, что в основе урегулирования всего ближневосточного кризиса — создание двух независимых государств: Израиля и Палестины.
«В том числе сегодняшняя проблема связана с попытками США монополизировать урегулирование, потому что США не рассматривается как страна с нейтральными позициями — и в этом проблема. Но мы будем делать все, что от нас зависит, чтобы внести свой вклад в урегулирование этого застарелого и очень тяжелого кризиса», — добавил глава государства.
<!—Расположение: —>