Исследование провели ученые Самарского университета им. Королева и Ярославского государственного педагогического университета им. Ушинского. Ранее, как отмечают исследователи, в подобном контексте и комплексно Первую мировую войну не изучали, а лишь частные сюжеты привлекали внимание историков.
«Любая война влечет за собой экологическую катастрофу, разнятся только масштабы. По сумме своего воздействия на природу Первая мировая война сама по себе стала крупнейшей экологической катастрофой того времени. Наше исследование фокусирует внимание именно на Восточноевропейском театре военных действий, поскольку он изучался историками гораздо меньше, чем Западный», — отметил Ярослав Голубинов, декан исторического факультета Самарского университета им. Королева.
Во время Первой мировой войны на фоне бурного развития науки и техники на рубеже XIX и XX веков стремительно появлялись новые виды техники и оружия. Их использование на поле боя закономерно изменяло природный ландшафт — часто до неузнаваемости. Тем более, что особенно во время войны никто не задумывался о последствиях для природы и животного мира. В то же время, работа в тылу также истощала природные ресурсы стран, участвовавших в Первой мировой.
Так, ученые отмечают, что рост добычи нефти и производство нефтепродуктов оказали особенное значимое влияние на экологию. В войсках становилось все больше техники, нуждающейся в топливе. По открытой статистике, к началу войны автомобильный парк Русской императорской армии насчитывал чуть более 700 машин и порядка сотни мотоциклов. А через три года в армии было уже более двух с половиной тысяч легковых автомобилей, четыре с половиной тысячи грузовиков, более полутора тысяч санитарных машин, почти четыре сотни автоцисцерн, более двух тысяч мотоциклов и другой техники.
Топливо часто становилось причиной пожаров в боях. Часто отступавшие войска сами поджигали емкости с нефтепродуктами. К примеру, в ноябре 1916 года британский майор Джон Нортон-Гриффитс на территории Румынии вылил из резервуаров примерно миллион тонн нефти, чтобы она не досталась наступавшим немцам. Колоссальное количество нефти попало в землю и реку.
Еще один фактор загрязнения — трупные яды и химические вещества. Отчего найти чистую питьевую воду было часто непростой задачей для войск.
«В ходе войны войска развернули поисковые геологические партии, постоянно искавшие подземные источники пригодной для питья воды. На карты наносились все места, где было возможно бурение скважин. Кроме водоемов сильно пострадали также леса, служившие источником строительного материала и топлива для обогрева. Иногда войска целенаправленно уничтожали лесные массивы. Так, на Восточном фронте немцы вырубили примерно 5% Беловежской пущи, отправив в Германию пять миллионов кубометров ценной древесины», — отметил Ярослав Голубинов.
По словам историка, Германия стала единственной западноевропейской страной, сохранившей в Первую мировую войну свои леса практически нетронутыми — за счет ковровых вырубок леса на захваченных землях.
«А вот в Британии из-за нужды в древесине за годы войны была вырублена примерно половина всех лесных массивов — каждое второе дерево. Частично восстановить насаждения там удалось лишь спустя полвека», — добавил исследователь.
Но сильнее всего страдали земли между окопными рядами воюющих сторон. Из-за постоянных обстрелов верхний слой почвы на этих территориях был практически уничтожен. На земле не было живого места — все было в железе и свинце.
Историки сообщают, что согласно российским документам, для укрепления километра фронта требовалось около 15 тон железа. И большая его часть, скорее всего, так и осталась в почве.
Из-за войны менялся и животный мир. Как отмечает Ярослав Голубинов, так полностью исчезли зубры в Беловежской пуще.
«От боевых действий страдали все: перелетные птицы сбивались с пути, лесные животные лишались привычных мест охоты и мигрировали, уходили на новые для себя места, сталкиваясь с людьми. Отдельный и зачастую очень мрачный сюжет — это использование лошадей на фронте, их были сотни тысяч с обеих сторон. Они гибли в атаках и около окопов под обстрелом, умирали от нагрузки, волоча неподъемные грузы», — отметил ученый.