Хоккей — по-настоящему народный вид спорта. В число приоритетов его развития входят и воспитание новых талантливых игроков-профессионалов. И популяризация, повышение массовости, вовлеченности в хоккей спортсменов-любителей. В большинстве областей России мы видим активный созидательный труд по обоим направлениям, на карте появляются новые центры развития.
Увы, правил без исключений не бывает. Наблюдаются и обратные примеры: когда в старейших хоккейных регионах этот спорт не прогрессирует, а деградирует. Во многом из-за человеческого фактора, когда руководители забывают об особой ответственности и дают повод усомниться как в своей компетентности, так и в своей добросовестности. Так, в Ленинградской области местную федерацию с 2013-го возглавлял Андрей Точицкий. Это десятилетие стало для регионального хоккея роковым, де-факто — временем всестороннего развала. Парадокс, но сам Точицкий даже пошел на повышение. Сейчас он трудится на одной из высших должностей в Континентальной хоккейной лиге — вице-президентом по хоккейным операциям. Почему же хоккей в Ленобласти «дооперировали» до состояния комы?
Оптимизм быстро исчез
На пост президента Федерации хоккея Ленинградской области Точицкий в 2013-м приходил как совместитель, параллельно продолжая работать на ответственной должности в ХК СКА. Опыт клубного топ-менеджера, а также неотделимые от него деловые и профессиональные связи первоначально породили оптимизм у всех, кто надеялся на успешное развитие регионального хоккея.
Поначалу светлые ожидания частично воплощались в жизнь. В области появлялись новые катки, шла более-менее содержательная административная работа и очень громкое пиар-сопровождение ФХЛО. Если бы заданный тренд сохранился хотя б на несколько лет, появились бы и основания избегать резких оценок деятельности Точицкого. К сожалению, ситуация очень быстро стала меняться к худшему.
Разогнали Ночную лигу, оставив спортсменов-любителей без хоккея
Первой жертвой администратора стала Ночная лига. Причем оказались абсолютно рукотворными. Еще до прихода Точицкого в Ленинградской области уже сформировалась и полноценно работала система массовых любительских соревнований. Ключевое слово — «любительских». Обычные граждане объединялись в команды, арендовали лед, проводили тренировки, а затем — и соревнования с точно такими же коллективами. Причем за победу в турнирах все бились с азартом и полной самоотдачей. На выходе получался высокоорганизованный, физически и нравственно здоровый досуг для сотен и даже тысяч мужчин. Но..
Как утверждают сами участники процесса и очевидцы, Точицкий буквально сломал всю эту выстроенную систему. Например, он курировал команду «Флагман» и прикладывал много усилий, чтобы именно она побеждала в соревнованиях. Для этого «придворным» спортсменам обеспечивали режим наибольшего благоприятствования — а остальных участников Ночной лиги, наоборот, дискриминировали. По сути, эти организационные хитрости стали убийственными для любительского хоккея в Ленобласти. По этому повожу свое мнение высказал член президиума Федерации хоккея Ленинградской области Денис Захаров:
— Проблемы в Ночной лиге можно разделить на несколько частей. Изначально там участвовали местные команды из разных районов области. Играли в хоккей, получали удовольствие. Когда пришел Точицкий, он поставил задачу выиграть Ночную лигу и стал привлекать игроков с определенным опытом и мастерством, бывших профессионалов. В результате разница в мастерстве оказалась колоссальной. Простые любители хоккея отказались участвовать в турнирах, так как никому не хотелось получать по 20 шайб за игру.Вторая проблема связана с календарем. Даже расписание соревнований было заточено под «Флагман», а позднее и под «Бульдозер», еще одну команду, которую ведет Точицкий. В них привлекались игроки из других регионов, даже с Урала, и они не могли каждые выходные быть в Ленобласти. В итоге — полный хаос с датами, и в итоге в последнем сезоне играть по таким правилам отказались вообще все команды Ночной лиги.
Детско-юношеский хоккей: почему разбежались таланты
Деструктивные процессы шли и в сфере детско-юношеского хоккея. Перспективных юниоров в области было немало — и среди местных уроженцев, и из числа тех, кто переехал с Урала или из Сибири. Ребята были готовы прогрессировать, прибавлять в мастерстве, а тренеры и руководители школ изобретали разные возможности, обеспечивающие условия для развития. Одним из таких ноу-хау стало участие в Первенстве Санкт-Петербурга. Уровень детско-юношеского хоккея в Северной столице всегда был гораздо выше. И для областных команд игры против очень сильных сверстников были бесценной соревновательной практикой. Позволяющей подтягиваться к более одаренным мастерам, учиться — в том числе на собственных ошибках.
В Ленинградской области до сих пор не понимают, зачем Точицкому понадобилось свернуть такую эффективную инициативу. Административные препятствия, которые создал руководитель ФХЛО, в глазах многих специалистов отрасли выглядят бессмысленными. Поскольку несут в себе только негативные последствия: система, только-только наладившая плодотворную работу с резервом, оказалась разрушена. Именно это подчеркивает Денис Захаров:
— Сейчас мы пытаемся взять ситуацию с детским хоккеем в свои руки, но, увы, многие игроки уже разбежались по другим регионам, кто-то перебрался в Петербург. Только там еще можно поддерживать на должном уровне развитие ребят, давать им возможность выступать в качественных соревнованиях. По инициативе Точицкого областным командам запрещали играть в городе. Хотя я как член Президиума, предлагал дать больше свободы, чтобы ребята могли играть как на первенство Петербурга, так и на первенство области. Это бы давало и игровую практику, и помогало бы развиваться. Но Точицким было принято непонятное решение о запрете. При этом большинство членов Президиума готово было меня поддержать, но Точицкий перестал проводить очные заседания. Вместо них устраивал только заочные голосования, итоги которого никому не известны.
Точицкий не согласовывал траты ФХЛО с президиумом федерации
Немало разногласий даже внутри федерации вызывали те аспекты деятельности Точицкого, которые связаны с финансами. Например, ФХЛО оказалась поручителем по договорам, которые заключались федерацией технических видов спорта Гатчинского района. В итоге судебных разбирательств именно с хоккейной организации взыскали определенную сумму средств. Эти факты в беседе с «МК-Питер» подтвердил Денис Захаров. Как и то, что в существенной своей части финансовая сторона работы ФХЛО при Точицком была непрозрачна:
— Как происходило согласование других трат? — вопрос Захарову.
— К сожалению, согласований трат не происходило. Мы не видели ни полноценных отчетов, ни движения денег. Когда еще проходили очные советы, нам просто показывали слайды и предлагали принять отчет.
— Почему не раскрывались финансовые отчеты ФХЛО?
— Фактически финансовая отчетность не раскрывалась. Вообще-то документы должны быть в общем доступе — это не секрет, не коммерческая тайна. Есть сайты, на которых можно получить подобные сведения. К сожалению, полноценных отчетов о деятельности ФХЛО на этих сайтах нет.
Наследие — кризис и деградация
Камнем преткновения оказалась и проблема легальности полномочий Точицкого. На пост руководителя ФХЛО он избирался лишь однажды — в 2013-м. По уставу выборы должны проходить раз в четыре года, но никто никаких голосований не проводил. Хоккейные функционеры Ленинградской области подтверждают, что несколько лет Точицкий руководил федерацией, де-юре не имея на это никаких прав.
— Могу точно сказать, что срок полномочий Точицкого давно истек, это очевидный факт, — утверждает Денис Захаров. — Новые собрания также не проводились. Последний раз мы собирались явно шесть, а то и семь лет назад. Доказательства очевидны, ведь, по поводу собраний Президиума Федерация должна делать рассылку, но рассылок по такой тематике никогда не было.
В итоге Точицкий сложил свои полномочия внезапно — ушел в отставку сам. В регионе причиной столь поспешного шага считают страх ответственности за деяния прошлых лет. Так или иначе, теперь у ФХЛО новый руководитель — Валерий Покровский. И уже ему придется искать пути борьбы со всеми проблемами, которые поставили ленинградский хоккей на грань развала. Кризисные и деградационные явления налицо — и непонятно, сколько времени уйдет на нормализацию ситуации. Открытым пока остается и вопрос правовой оценки деятельности Точицкого. Не исключено, что отдельные аспекты его работы станут объектом пристального внимания силовых структур.
<!—Расположение: —>