© ssuravikin / Фотобанк 123RF.com |
Иногда работодатели подменяют вахтовый метод работы командировкой. Некоторые делают это сознательно, чтобы не применять к заработной плате районный коэффициент и процентную надбавку, не предоставлять работнику дополнительный оплачиваемый отпуск, если работы выполняются в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Напомним, что к среднему заработку, сохраняемому за работником в определенных законом случаях, в том числе в период служебной командировки, районный коэффициент и процентная надбавка не применяются, так как сохраняемый за работником средний заработок не является оплатой труда (фактическим заработком) (Определение Седьмого КСОЮ от 11 июня 2024 г. по делу № 8Г-8572/2024).
В данном случае работник был в командировке в районе Крайнего Севера (г. Норильск) на протяжении всего срока действия трудового договора. По месту расположения работодателя (в г. Екатеринбург) он не работал.
Седьмой КСОЮ указал, что характер работы (вне места нахождения работодателя и на значительном удалении, вне места жительства работника, с учетом периодичности рабочих смен и проживания в общежитии в период работы) отвечал признакам работы вахтовым методом. Данный факт не опровергают непринятие работодателем локальных актов о вахтовом методе работы, издание приказов о направлении работника в командировку для выполнения работы в другую местность.
С учетом того, что трудовую деятельность работник осуществлял в районе Крайнего Севера, работодатель обязан был начислять районный коэффициент и надбавку за работу в районах Крайнего Севера, а также предоставлять работнику дополнительный оплачиваемый отпуск.
Суд пришел к выводу о наличии у работодателя перед работником задолженности по заработной плате и компенсации за неиспользованный отпуск, с начислением на невыплаченные суммы денежной компенсации, предусмотренной ст. 236 ТК РФ.