В России в целом за тот же период открылось около 220 новых фитнес-объектов (как крупных клубов, так и малоформатных студий), в УрФО — суммарно 35 объектов разных форматов. Эксперты отрасли отмечают, что среди увлеченных спортом уральцев вырос спрос на такие направления, как пилатес, бойцовские секции, скалодромы, сквош-клубы и сайкл-студии. Анализируя ситуацию в разных регионах, аналитики выделили Тюменскую область, которая лидирует по повышению цен (23 процента), прирост числа фитнес-центров здесь составил 4,6 процента. Челябинским поклонникам здорового образа жизни повезло чуть больше: у них в регионе средний чек подорожал всего на 8 процентов, при этом прибавилось 5 процентов новых компаний и ИП, оказывающих услуги в этой сфере.
— С точки зрения рентабельности, по данным исследовательского агентства, в УрФО наблюдаются среднероссийские показатели. Средняя маржинальность по чистой прибыли составляет 15 процентов. Говоря о форматах фитнес-центров, традиционно наибольшая прибыль у центров с бассейном — их маржинальность может достигать 40-45 процентов, тогда как у «сухих» клубов — 10-12 процентов, — рассказывает руководитель отдела аналитики агентства Светлана Калина.
Как показало исследование чеков, 68 процентов выручки фитнес-центров приходится на продажу клубных карт, 32 — на дополнительные услуги. Набирает популярность фитнес по подписке: когда фиксированная сумма с банковской карты клиента списывается в условленный срок.
Между тем аналитики фиксируют, что интерес к уже оплаченному спортзалу чаще всего пропадает у клиентов малобюджетных клубов — где стоимость гостевой карты ниже 10 тысяч рублей в год, а количество занимающихся может достигать 3-5 человек на один квадратный метр.
А вот надежды на продажи корпоративных абонементов не оправдались: по всей видимости, внешняя мотивация тут не работает
— Фитнес-клубам выгодно, чтобы люди приходили как можно чаще: предприниматели стремятся зарабатывать на действующих клиентах, в том числе за счет дополнительных услуг — персональных тренировок, спа-процедур, бассейна, сауны, спортивного питания. Согласно исследованию, на рынке фитнес-услуг России 32 процента выручки фитнес-объектов приходится именно на дополнительные услуги, в 2023 году этот показатель составлял 30 процентов, — пояснила Светлана Калина. — В среднем доля тех, кто купил абонемент и бросил занятия, менее 20 процентов. Однако чем выше сегмент клуба, тем лучше статистика удержания клиентов.
Между тем перспективы роста у фитнес-индустрии есть: далеко не все уральцы охвачены такими услугами, но здоровый образ жизни — это уже не просто мода.
— Занятия спортом стали такой же важной привычкой, как чистить зубы, — говорит основатель и генеральный директор фитнес-компании Алексей Романов. — В Екатеринбурге примерно каждый десятый житель регулярно посещает центр, разочаровываются 10-15 процентов новичков — покупают карту и не ходят, но основная масса, 90 процентов, вливаются в команду клуба и занимаются несколько раз в неделю.
Еще одним подтверждением тенденции роста вовлеченных в ЗОЖ является развитие любительского бега, который непосредственно влияет на фитнес-индустрию, считают аналитики отрасли. Скажем, в 2023-м на марафоне «Европа-Азия» финишировали 3554 человека, в 2024 году — уже 4226 спортсменов.
— По нашим данным, от 30 до 45 процентов участников крупных марафонских забегов посещают фитнес-клуб или студию. Особенно высока доля вовлеченных в фитнес среди опытных бегунов, часто принимающих участие в соревнованиях, — продолжает Светлана Калина.
А вот надежды на сверхактивных работодателей и продажи корпоративных абонементов не оправдались: по всей видимости, внешняя мотивация тут не работает.
— Доля корпоративных продаж невелика, примерно пять процентов. Были случаи, когда работодатель массово покупал абонементы своим работникам в подарок, а люди или редко ходили в зал, или вообще до него не дошли. По нашим наблюдениям, большая часть таких гостей приходили несколько раз и на этом их интерес к спорту, увы, заканчивался — даже притом, что фитнес-клубы пришли практически в каждую новостройку, находятся в шаговой доступности, — говорит Романов.
Зато с каждым годом фитнес-центры все меньше страдают от сезонности. Уральцы-спортсмены даже в отпускной период и разгар дачных работ не забывают про любимый зал. Многие занимаются летом очень активно: в зале не мешает ни зной, ни проливной дождь.
— Если раньше в летнее время падение посещаемости и доходов оценивалось в 40 процентов, то сейчас эта цифра составляет лишь 25. Мы считаем, что это и есть тот самый тренд на здоровый образ жизни, — резюмирует Романов.