Так, АО «Искитимцемент», одно из ведущих предприятий отрасли в Сибири, по словам управляющего директора Владимира Скакуна, за первые восемь месяцев нынешнего года произвело 952 тысячи тонн продукции, что на восемь процентов превышает показатель аналогичного периода 2023-го. Отгружено 946 тысяч тонн — на семь процентов больше, чем год назад. Из этого объема значительная доля отгружается потребителям в Новосибирской области, где расположен завод, второй регион по объему поставок продукции — Алтайский край. Остальную часть приобрели клиенты в Омской области и Казахстане.
В структуре продаж лидируют общестроительные цементы двух видов (всего их в товарной номенклатуре предприятия семь, еще выпускается три вида специальных). Если говорить о составе, то наибольшим спросом пользуются бездобавочные цементы. При этом, как отметил Владимир Скакун, продолжается рост объемов отгрузки добавочных цементов для дорожных работ. Ведь Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ предусматривает, что к 2030 году половина вводимых в эксплуатацию новых дорог будет иметь цементобетонное покрытие.
Другой потребительский тренд — повышение спроса на сепарированный цемент. Совсем недавно в АО «Искитимцемент» работала одна сепараторная установка на цементной мельнице №6. С ростом потребления было принято решение построить еще одну установку на мельнице №5. Она была введена в эксплуатацию в июле 2024 года, и в результате возможность выпуска сепарированного цемента на предприятии значительно выросла и позволяет удовлетворить спрос клиентов на данный вид продукции.
Меняются предпочтения потребителей в отношении способов доставки цемента от производителя. Большая часть продукции отгружается навалом — цементовозами и вагонами по железной дороге (клиенту это обходится дешевле). Однако клиенты, приобретающие цемент в таре (бумажных мешках или биг-бэгах), отдают предпочтение бумажным мешкам на паллетах. Так товар легче принимать и удобнее хранить.
За последние годы серьезно изменилась структура отгрузки видами транспорта. Доля цемента, отгруженного автомобильным транспортом, растет. Сегодня заказчики предпочитают получать материал прямо на стройплощадке, где у них оборудованы собственные бетонно-растворные узлы, чем заниматься промежуточной перегрузкой продукции из железнодорожных вагонов на склад. Поэтому производитель развивает отправку цемента автотранс-портом. В парке предприятия 25 цементовозов, которые в этом году доставили клиентам 208 тысяч тонн, или 22 процента общего объема реализованной продукции. В планах на будущий год — приобрести еще два седельных тягача с перспективой увеличения количества автоцементовозов до 30.
Между тем любое производство нуждается в систематическом обновлении основных фондов. Предприятия холдинга «Сибирский цемент» — не исключение. За 2014-2023 годы общие финансовые вложения в модернизацию искитимского завода составили 3,2 миллиарда рублей. Одним из самых значимых проектов стала модернизация внутренних сетей электроснабжения предприятия и строительство нового центра питания, что существенно повысило энергетическую безопасность завода, улучшило условия труда рабочих, а также разгрузило обслуживающую город Искитим подстанцию, обеспечив возможность подключения новых мощностей и потребителей.
При этом около миллиарда рублей вложено в мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду. В рамках программы повышения экологической эффективности, одобренной Минпромторгом России, с 2018-го по 2024 год на предприятии проведена реконструкция трех из четырех аспирационных установок с заменой фильтров на современные и более эффективные. Кроме того, на вращающейся печи №9 заменена газовая горелка. В результате существенно снизились выбросы в атмосферу. В планах — реконструкция системы аспирации за холодильником вращающейся печи №8 и замена газовых горелок на вращающихся печах №№6,7,8.
— Хотя инвестиции в реализацию экологических проектов не приносят никакой экономической выгоды, акционеры направляют на нее значительные средства. Конечная цель — забота о населении города, наших работниках и их семьях, — подчеркивает Владимир Скакун.
Кстати
Еще один тренд — внедрение инструментов бережливого производства. В конце 2022 года «Искитимцемент» стал участником национального проекта «Производительность труда». С помощью экспертов Федерального центра компетенций на заводе создан проектный офис и отобрано два пилотных участка, на которых уже достигнуты существенные успехи. В подразделении «Автогараж» на 25 процентов повысилась производительность внутризаводских перевозок, с пяти до трех часов сократилось среднее время проведения технического обслуживания автотранспорта. А в цехе «Погрузка» удалось на 27 процентов повысить выработку и на треть сократить время протекания процессов. «Сейчас составляем план мероприятий на 2025-2026 годы. Если по итогам 2024-го ожидаем общий рост производительности труда на десять процентов, то в целом за три года он должен составить 30 процентов», — говорит Владимир Скакун.