60 лет назад, 24 сентября 1964 года, в газете «Известия» начали публиковать «Предложения по усовершенствованию русской орфографии». Их авторы — члены специальной комиссии, созданной при Институте русского языка АН СССР (ученые-языковеды, преподаватели школы, психологи, методисты).
Они пояснили, что система правил русской орфографии имеет известные недостатки, «которые осложняют изучение русского языка, отрицательно сказываются на работе школ и уровне грамотности населения».
«Предложения» готовились на серьезном уровне. Были написаны научные работы по орфографии, прошла опытная проверка отдельных предложений в школе. К подготовке проекта привлекли специалистов различных организаций и учреждений, провели совещания по обсуждению актуальных вопросов русской орфографии и пунктуации.
Итог, который представили на суд жителей страны, оказался достаточно смелым.
Было предложено оставить только один разделительный знак — мягкий, а твердый не использовать вообще. По мнению членов комиссии, действующее правило писать Ъ после приставок, а в остальных случаях Ь — довольно сложное, так как в современном языке зачастую непросто вычленить приставку.
Таким образом, в разделительной функции оставался бы мягкий знак (волеизьявление, коньюнктура), а с элементами сверх-, меж-, трех- и прочими его не нужно было бы писать вовсе (трансевропейский, трехярусный).
Еще одно кардинальное предложение — после Ц всегда писать И (Ы исключить). Это касалось и слов-исключений — по новым правилам они писались бы как циган, ципленок, циц, на ципочках, и окончаний слов: огурци.
Также предлагалось не писать после Ж, Ш, Ц, Ч, Щ буквы Я, Ю, Ё, Ы. Вместо них — А, У, О, Е, И.
«Революционное» предложение — после Ж, Ч, Ш, Щ, Ц писать под ударением О, без ударения — Е. То есть правильное новое написание — жолтый, жолудь, течот, окружонный, щоки. Это, по мнению ученых, дало бы возможность заменить 14 правил в Своде 1956 года и дать полную унификацию.
Члены комиссии посчитали, что нужно изъять исключения: писать жури, брошура, парашут, деревяный, оловяный, стекляный. Также они предложили убрать суффиксы: оставить только -инский (без -енский): пензинский, фрунзинский, а также сохранить суффикс -ец (без -иц): платьеце.
Проект предполагал отмену двойных согласных в иноязычных словах. Например: тенис, асимиляция, иригация, корозия. Но здесь предполагалось ввести исключения (в частности, ванна, гамма, сумма).
А еще комиссия полагала, что после Ж, Ч, Ш, Щ не нужно писать Ь. Новая орфография выглядела так: мыш, доч, рож, лиш, сплош, спряч, выпеч. Это предложение, по мнению авторов проекта, вытекало из решения Орфографической комиссии 1904 года об отмене Ъ в конце слов.
Следующая инициатива — отменить чередования в корнях зар-зор, раст-рост, гар-гор, плав-плов и прочих. В итоге слова выглядели бы так: ростение, загареть, косаться, плавец, зоря. Это бы подвело трудный для усвоения раздел Свода под общее правило русского языка: безударный главный проверять ударным. А вот чередование Е-И комиссия решила оставить как «привычные».
Также в число предложений вошло правило писать пол- (в понятии половина) всегда через дефис. Например: пол-метра, пол-лимона, пол-Москвы. А сложные существительные, начинающиеся с вице-, унтер-, обер-, штаб-, напротив, писать слитно: штабквартира, лейбгвардия.
Наконец, было предложено писать все частицы раздельно: кто нибудь, скажи ка, кто то, где либо.
«Отказ от дефисного написания унифицирует раздельное написание всех частиц», — пояснили авторы проекта.
После публикации в СМИ разгорелась полемика. За три недели несколько газет разместили 50 статей и заметок об орфографии. Поэты, писатели, литературоведы приняли проект отрицательно, педагоги и филологи были более лояльны. К ноябрю 1964 года дискуссию свернули: реформу русского языка отклонили, посчитав ее непродуманной и требующей больших затрат на внедрение нового письма.