Актуально
Вт. Сен 24th, 2024

Проект “Русская душа” покажет в Китае шедевры русского искусства

By Admin Сен24,2024

Открывается выставка привычной русскому глазу классикой – хрестоматийными именами из Третьяковской галереи: Иван Айвазовский, Василий Перов, Алексей Саврасов, Василий Суриков. Раздел “Симфония пейзажей” посвящен могучим русским рекам, бескрайним полям, заснеженным лесам: здесь представлены работы Григория Мясоедова, Архипа Куинджи, Николая Гриценко и других художников.

“Запрос на ретроспективную выставку был именно с китайской стороны, – рассказала “РГ” главный специалист отдела зарубежных выставок Третьяковской галереи Анна Ашкинази. – Мы предлагали показать определенный период – пейзаж конца XIX – начала XX веков, но координатор Столичного музея Пекина училась на искусствоведа в Санкт-Петербурге и потому составила список желаемых работ, а мы уже отбирали их исходя из нашего плана – какие-то картины могли быть заявлены на другие выставки. Так что нашей совместной задачей было показать Россию максимально широко, представить художников, которые писали на самые разные темы”.

Кульминационное полотно всей выставки – “Картина и зрители” Эрика Булатова

В Китае показывают вещи как из запасников, так и из экспозиции. “На выставке есть портреты, пейзажи, бытовые сцены, две иконы – “Богоматерь Владимирская” XVII века – один из наиболее чтимых образов в России, – продолжает Анна Ашкинази. – И образ первой половины XVI века “Чудо Георгия о Змие”. Он, как известно, на гербе Москвы. Есть работа Федора Алексеева “Красная площадь в Москве”. Есть Шишкин “В парке” – это просто русский лес. У нас отражены и революционные события: мы же понимаем, куда едем: поэтому даем “Ленина в Смольном” Бродского, несмотря на ее масштабы и сложности с экспонированием, “Трубачей Первой Конной армии” Грекова. А с другой стороны, есть “спокойные” вещи – например, “Юрьев монастырь” Петра Кончаловского”.

В разделе “Лики души” – портрет Антона Чехова, чуть ли не самый известный в истории, кисти Иосифа Браза. Кстати, Чехова китайцы знают хорошо, потому что изучают его в школе. Здесь же парадный портрет графини Тулиновой Федора Рокотова и нежная “Золотошвейка” Василия Тропинина.

А кульминационное полотно пекинского проекта “Картина и зрители” Эрика Булатова вписано в раздел “Прекрасная жизнь” по соседству с работами Александра Дейнеки, Юрия Пименова, Гелия Коржева о человеке эпохи СССР.

“Мы предложили Булатова сами, – продолжает Анна Ашкинази. – Очень символично, что на картине изображена экскурсия в Третьяковской галерее, во время которой зрители, стоящие кто спиной, кто в профиль, изучают “Явление Христа народу” Александра Иванова. И посетители выставки в Китае будто бы вступят в диалог с этой работой”. Эта картина как мостик ко дню сегодняшнему, который представлен медиаартом – короткими видео, на которых кокошники превращаются в кибершлемы, а фрески Страшного суда – в огненные химеры.

Когда к тысячелетию Суздаля команда “ВК Культура” предложила арт-резиденцию современным медиахудожникам, чтобы они могли создать цифровую летопись города, директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерина Проничева поддержала эту идею.

“Мы получили работы высочайшего качества, – рассказал “РГ” один из кураторов пекинской выставки Александр Карлявин. – Наша арт-резиденция была наполнена различными событиями: это не только посещение знаковых мест города, но и глубокое погружение на мастер-классах и общение с музейными работниками. Каждый из художников получил уникальный личный опыт, который заложил в свою работу, отразив виденье города и его истории. Для кого-то это была взаимосвязь храмовой архитектуры и окружающей природы с человеком, кто-то впечатлился традиционными головными уборами”.

Для пекинского проекта отобрали работы девяти художников. “Коруны”, или кокошники, по задумке автора Юлии Cyberflora переносят в Суздаль будущего. YOmoYO вдохновил главный суздальский “саундтрек” – колокольный звон. Даниил Зуев перечитал древние сказания о тысячелетнем граде и сочинил свою “Суздальскую сказку”.

Кстати, искусственный интеллект помогал художникам. “ИИ выступал как техническое средство для создания работ, подобно тому, как классический художник использует традиционные инструменты – масло, карандаш, темперу, холст”, – продолжает Карлявин. Русский проект в Пекине подтверждает, что дуэт классики и современности возможен. Любое искусство, создано оно в XXI веке или рождено 800 лет назад, может находиться в диалоге, ведь это универсальный способ проживания реальности.

Кстати

Все выехавшие в Пекин картины застрахованы. Во-первых, есть государственная гарантия Китая о сохранности и возврате картин, по которой страна обязуется вернуть произведения домой. Во-вторых, есть страховой полис на весь период выставки – с того момента, как картины сняли со стены, в залах или запасниках, и до момента, как они будут повешены обратно.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *