Актуально
Сб. Ноя 23rd, 2024

Проект «Русская душа» покажет в Китае шедевры русского искусства

By Admin Сен24,2024

Открывается выставка привычной русскому глазу классикой — хрестоматийными именами из Третьяковской галереи: Иван Айвазовский, Василий Перов, Алексей Саврасов, Василий Суриков. Раздел «Симфония пейзажей» посвящен могучим русским рекам, бескрайним полям, заснеженным лесам: здесь представлены работы Григория Мясоедова, Архипа Куинджи, Николая Гриценко и других художников.

«Запрос на ретроспективную выставку был именно с китайской стороны, — рассказала «РГ» главный специалист отдела зарубежных выставок Третьяковской галереи Анна Ашкинази. — Мы предлагали показать определенный период — пейзаж конца XIX — начала XX веков, но координатор Столичного музея Пекина училась на искусствоведа в Санкт-Петербурге и потому составила список желаемых работ, а мы уже отбирали их исходя из нашего плана — какие-то картины могли быть заявлены на другие выставки. Так что нашей совместной задачей было показать Россию максимально широко, представить художников, которые писали на самые разные темы».

Кульминационное полотно всей выставки — «Картина и зрители» Эрика Булатова

В Китае показывают вещи как из запасников, так и из экспозиции. «На выставке есть портреты, пейзажи, бытовые сцены, две иконы — «Богоматерь Владимирская» XVII века — один из наиболее чтимых образов в России, — продолжает Анна Ашкинази. — И образ первой половины XVI века «Чудо Георгия о Змие». Он, как известно, на гербе Москвы. Есть работа Федора Алексеева «Красная площадь в Москве». Есть Шишкин «В парке» — это просто русский лес. У нас отражены и революционные события: мы же понимаем, куда едем: поэтому даем «Ленина в Смольном» Бродского, несмотря на ее масштабы и сложности с экспонированием, «Трубачей Первой Конной армии» Грекова. А с другой стороны, есть «спокойные» вещи — например, «Юрьев монастырь» Петра Кончаловского».

В разделе «Лики души» — портрет Антона Чехова, чуть ли не самый известный в истории, кисти Иосифа Браза. Кстати, Чехова китайцы знают хорошо, потому что изучают его в школе. Здесь же парадный портрет графини Тулиновой Федора Рокотова и нежная «Золотошвейка» Василия Тропинина.

А кульминационное полотно пекинского проекта «Картина и зрители» Эрика Булатова вписано в раздел «Прекрасная жизнь» по соседству с работами Александра Дейнеки, Юрия Пименова, Гелия Коржева о человеке эпохи СССР.

«Мы предложили Булатова сами, — продолжает Анна Ашкинази. — Очень символично, что на картине изображена экскурсия в Третьяковской галерее, во время которой зрители, стоящие кто спиной, кто в профиль, изучают «Явление Христа народу» Александра Иванова. И посетители выставки в Китае будто бы вступят в диалог с этой работой». Эта картина как мостик ко дню сегодняшнему, который представлен медиаартом — короткими видео, на которых кокошники превращаются в кибершлемы, а фрески Страшного суда — в огненные химеры.

Когда к тысячелетию Суздаля команда «ВК Культура» предложила арт-резиденцию современным медиахудожникам, чтобы они могли создать цифровую летопись города, директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерина Проничева поддержала эту идею.

«Мы получили работы высочайшего качества, — рассказал «РГ» один из кураторов пекинской выставки Александр Карлявин. — Наша арт-резиденция была наполнена различными событиями: это не только посещение знаковых мест города, но и глубокое погружение на мастер-классах и общение с музейными работниками. Каждый из художников получил уникальный личный опыт, который заложил в свою работу, отразив виденье города и его истории. Для кого-то это была взаимосвязь храмовой архитектуры и окружающей природы с человеком, кто-то впечатлился традиционными головными уборами».

Для пекинского проекта отобрали работы девяти художников. «Коруны», или кокошники, по задумке автора Юлии Cyberflora переносят в Суздаль будущего. YOmoYO вдохновил главный суздальский «саундтрек» — колокольный звон. Даниил Зуев перечитал древние сказания о тысячелетнем граде и сочинил свою «Суздальскую сказку».

Кстати, искусственный интеллект помогал художникам. «ИИ выступал как техническое средство для создания работ, подобно тому, как классический художник использует традиционные инструменты — масло, карандаш, темперу, холст», — продолжает Карлявин. Русский проект в Пекине подтверждает, что дуэт классики и современности возможен. Любое искусство, создано оно в XXI веке или рождено 800 лет назад, может находиться в диалоге, ведь это универсальный способ проживания реальности.

Кстати

Все выехавшие в Пекин картины застрахованы. Во-первых, есть государственная гарантия Китая о сохранности и возврате картин, по которой страна обязуется вернуть произведения домой. Во-вторых, есть страховой полис на весь период выставки — с того момента, как картины сняли со стены, в залах или запасниках, и до момента, как они будут повешены обратно.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *