Врачи и пациенты ждут, когда завершатся клинические испытания отечественной вакцины от рака. Между тем уже сегодня есть методы, которые работают по тому же принципу, что и онкопрививка, и их эффективность доказана у большого числа пациентов. Об этих методах на VII Международном форуме онкологии и радиотерапии «Ради Жизни — FOR LIFE!» aif.ru рассказал руководитель НМИЦ радиологии, главный онколог Минздрава России, академик РАН Андрей Каприн.
— «Конек» НМИЦ радиологии, который в этом году отмечает 10-летний юбилей, — радионуклидная терапия. Это та область, в которой мы занимаем лидирующие позиции. Принцип, по которому работают радиофармпрепараты (РФП), достаточно прост и известен специалистам как троянский конь. За основу берется белок, которым питается опухолевая ткань. К этой «приманке» подвешивается яд для опухоли — радиоактивный источник. Попав в новообразование, он начинает прицельно его уничтожать.
Долгое время мы занимались тем, что нарабатывали сырье для радиофармпрепаратов и отправляли его за границу, а потом задорого покупали импортные препараты. По сути, наше же упакованное сырье. Сегодня мы успешно синтезируем радифармпрепараты самостоятельно.
В 2021 году в нашем центре была создана ядерная аптека. Тогда в ней было всего 12 РФП, а сегодня проходят исследования еще семь перспективных отечественных разработок.
Самый известный отечественный радиофармпрепарат — изотоп лютеция — произвел настоящую революцию в лечении опухоли предстательной железы, самого распространенного вида мужского рака. Изотоп лютеция продлевает жизнь больных даже при метастатическом раке, который уже не отвечает на лекарственную терапию.
Еще один прорывной метод лечения — CAR-T-терапия — инновационная разновидность иммунотерапии, применяемая для лечения лейкоза, лимфомы, множественной миеломы. Сначала из организма пациента извлекают Т-лимфоциты (с помощью технологии, позволяющей разделить кровь на компоненты), затем их обучают распознавать и уничтожать опухолевые клетки, а за потом эти клетки-киллеры вводят обратно в организм пациента. CAR T-терапия в некоторых случаях позволяет перевести пациента из терминальной (финальной) стадии в стойкую ремиссию.
Еще одна наша гордость — протонная терапия. Этот метод позволяет доставить облучение к самым агрессивным и труднодоступным опухолям (в частности, головы и шеи), не затронув окружающие ткани. После прохождения курса лечения опухоли уменьшаются в размерах и перерождаются в соединительную ткань. В 2018 году в филиале НМИЦ радиологии в Обнинске начал работу первый отечественный протонный ускоритель (кстати, самый маленький в мире, площадью всего 100 кв. м), что дает нам возможность бороться с опухолями, которые раньше считались неизлечимыми.
Сегодня НМИЦ радиологии — единственная клиника в мире, где делают брахитерапию печени и поджелудочной железы, и одна из немногих, где применяется пайпек-терапия. Химиопрепарат в виде аэрозоля через микропроколы наносится на пораженные опухолью участки при раке желудка, яичников, толстой кишки и продляет жизнь пациентам с обширным метастатическим поражением брюшины.
<!—Расположение: —>