Активная подготовка к ним идет в лабораториях судна. Распаковывают оборудование, проверяют, чтобы, прибыв к месту дрейфа, как можно раньше приступить к работе. В лаборатории подводных исследований готовят телеуправляемые подводные аппараты, которые фактически заменят собой водолазов. Это оборудование позволяет изучать «обратную сторону» льдины.
«С их помощью, — рассказывает научный сотрудник Арктического и антарктического НИИ Степан Хотченков, — мы проводим исследования, которые невозможно получить с помощью бурения. Нас интересует распределение льда в торосах, процессы, которые с ним происходят при формировании в зимний период, а весной — как вытаивают глыбы льда и насколько быстро оказывают влияние изменения потоков тепла». Степан демонстрирует на экране записи подводной съемки льдины. Явно видны зеленые водоросли. «Процессы, происходящие со льдом, — продолжает он, — важны для понимания взаимодействия атмосферы и моря. И в конечном итоге они касаются климатической ситуации, происходящей сейчас в Арктике».
Для дрейфа полярникам нужна льдина толщиной полтора-два метра. Мечтают найти ледовое поле площадью 10х5 километров. И верят, что им повезет
Будут полярники изучать и дно Ледовитого океана. Об этом рассказала руководитель группы геологов Елена Миролюбова. Она, кстати, единственная женщина из научного состава, которая будет дрейфовать. «Четких данных по составу донных осадков океана, — поделилась Елена, — катастрофически мало. Системное изучение началось только с СП-41 и сейчас будет продолжено. Нужно отобрать пробы на огромной глубине и подготовить их к анализу». Чтобы понять, как идет циркуляция вод и льдов, как перемещаются донные осадки. Полученная информация нужна в самых разных направлениях, в том числе касающихся природы среднеокеанских хребтов. А это напрямую связано с очень острой темой современности: уточнением внешней границы континентального шельфа РФ.
Василий Леонтьев — ученый из Томского государственного университета, будет изучать зоопланктон океана с помощью уникальной установки — зонда на основе цифровой голографической камеры. Аналогов в мире нет. Создан он командой ученых университета, которые дистанционно будут принимать участие в исследовании.
Зонд будут погружать на глубину 30-50 метров, и он начнет регистрировать фиксированный объем воды вместе с планктоном. Причем регистрация будет сделана в виде цифровой голограммы, что даст возможность получить огромный массив информации в виде всего одного голографического кадра. Дальше просто — кадр передается в вычислительный центр, где его расшифровывают.
При этом в цифровом виде восстановят изображение всех частиц, находящихся в конкретной пробе воды. То есть можно будет подсчитать, сколько в ней содержится планктона. Полученные данные направят с помощью спутниковой связи на материк. Уже через сутки после погружения зонда в майну команда ученых из Томска их получит.
Чем нам интересен планктон? «Это же индикатор загрязнений, связанных с деятельностью человека, — объясняет Василий Леонтьев. — Мы уже проводили исследования в водоемах и выяснили — планктон чутко реагирует даже на соль. Так что его индикация может быть использована для раннего выявления загрязнений, мониторинга окружающей среды».
Также ученых интересует, как питается планктон, находясь подо льдом и в условиях полярной ночи. Ведь известно, что «ест» он в строго определенное время, ориентируясь на Солнце. Питание у крошечных организмов двухразовое: с восходом Солнца и через 12 часов после него.
Но прежде чем начать все запланированные исследования (их значительно больше, чем я рассказала), надо найти подходящую для дрейфа льдину. «Предварительно объекты уже найдены путем анализа спутниковых снимков, — сообщил начальник СП-42, научный сотрудник отдела океанологии Арктического и антарктического НИИ Александр Ипатов. — Промежуточные результаты получим после облета на вертолете. А конечные — когда будем высаживаться на выбранные льдины и бурить лед. Если окажется толщина полтора-два метра — это отличный результат. Конечно, хотелось бы иметь хорошее ледовое поле площадью 10х5 километров, но вряд ли такое найдем. Впрочем, как повезет. От удачи тоже многое зависит».
А еще, уверяли меня участники похода, одна из составляющих успеха экспедиции — хорошая кухня. Недаром полярники задолго до отплытия интересуются, кто пойдет поваром. Бывало и вовсе говорили: «Если поваром такой-то, то я с ним на любой край Земли». Анжела именно такая.
Нынешний камбуз — настоящий цех с современным оборудованием, работающим на электричестве. Так что приготовить здесь можно практически все. Шеф-повар Анжела Царева жарила на огромной сковороде свиные отбивные. По питанию судно «Северный полюс» полностью автономно в течение года. Потом будут довозы продуктов, прежде всего фруктов и овощей. Полярники очень любят выпечку. «Особенно предпочитают беляши с мясом, пирожки жареные, разную сдобу», — говорит со знанием дела Анжела, ведь она кашеварит на борту судна уже вторую экспедицию. В особом почете у полярников — картофель жареный, шашлыки и яичница.
Варианты будущего дрейфа
Александр Ипатов, начальник СП-42:
— Есть надежда, что будем двигаться от точки высадки (севернее Новосибирских островов) вдоль хребта Ломоносова. В итоге — в сторону Шпицбергена и пролива Фрама.
Менее интересен другой вариант — повторение дрейфа СП-35. С дрейфом станции все было в порядке, но она двигалась вдоль кромки шельфа. И были сложности с белыми медведями.
И еще менее желаемый сценарий — попадание льдины в так называемый антициклонический канадский круговорот. Это движение в сторону Канады и США, что повлечет уже другие вопросы.