«Эта икона имеет удивительнейшую историю — она происходит из иконостаса церкви Георгия Победоносца, расположенной в деревне Перхинская (Нижняя Водлица) Вытегорского района Вологодской области, — рассказывает генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. — В наш музей икону передал житель Санкт-Петербурга, который рассказал, что в 1930-х годах, когда стали разорять этот храм, его прабабушка достала икону из огня, принесла ее домой и спрятала».
По словам дарителя, икону изначально пытались разрубить, поэтому на ликах Христа и Богородицы остались следы топора.
Заведующий отделом реставрации живописи Кирилло-Белозерского музея-заповедника Николай Петухов заверил: «История о том, что икона побывала в огне, правдива. На памятнике древнерусского искусства при воздействии высокой температуры произошла сгрибленность олифы — деформация покровного слоя, при которой олифа на иконе собралась очагами».
«Сегодня такие иконы признаются самобытным явлением художественной культуры России, — подчеркнула в разговоре с «РГ» заместитель генерального директора Кирилло-Белозерского музея-заповедника по хранению Светлана Смирнова. — Кроме того, многие экземпляры «поздней» иконы бесследно исчезли или были уничтожены в период революции и в годы советской власти».
До наших дней икона XIX столетия «Богоматерь с Младенцем» дошла в экспозиционном виде. Спасенный образ разместили в открытом фондохранилище Вологодской башни, где поддерживается оптимальный для сохранности памятников температурно-влажностный режим. Всего на четырех ярусах башни находится более тысячи икон XVI-XX столетий.