Алексей Сергеевич Суворин, по мнению современников, был журналистом №1 пореформенной России, «отцом русской журналистики» и самым крупным книгоиздателем своего времени. Литературный критик, переводчик, публицист и писатель Василий Розанов вполне справедливо называл его «Ломоносовым русской ежедневной печати». А Чехов не раз отмечал невероятное профессиональное чутье Суворина: «Это большой человек. В искусстве он изображает из себя то же самое, что сеттер в охоте на бекасов, т. е. работает чертовским чутьем и всегда горит страстью… Он развил свой инстинкт до размеров большого ума».
Алексей Сергеевич и сам понимал значимость своего вклада в историю отечественной журналистики и книжного дела: «Как издатель я оставлю прекрасное имя. Да, прямо так и говорю. Ни одного пятна. Я издал много, я никого не эксплуатировал, никого не жал… Есть огромное дело, которое выросло до миллионного оборота, но я до сих пор не знал никакого развлечения, никаких наслаждений, кроме труда самого каторжного…»
Родился будущий знаменитый журналист, издатель, театральный критик и драматург 23 сентября (11-го по старому стилю) 1834 года в селе Коршеве Бобровского уезда Воронежской губернии (сегодня это Бобровский район Воронежской области). Его отец — Сергей Дмитриевич Суворин — участник Бородинского сражения, государственный крестьянин, дослужившийся до чина капитана, что в то время давало возможность получить потомственное дворянство. Алексей Суворин был старшим ребенком в семье.
Суворин пошел учиться в воронежский Михайловский кадетский корпус, затем в специальные классы Дворянского полка (Константиновское военное училище) в Санкт-Петербурге, где получил профессию сапера. Но к военной карьере юноша ни склонности, ни страсти не имел. Зато обладал выдающимися гуманитарными способностями. В начале 1856 года он сдал экзамен на звание учителя истории и географии и стал преподавателем сначала в Боброве, затем в Воронеже, где сблизился с публицистом и педагогом Михаилом Де-Пуле и поэтом Иваном Никитиным.
Еще в Боброве Суворин дебютировал в печати с переводами стихотворений французских поэтов. Затем появились его оригинальные статьи в петербургском сатирическом журнале «Весельчак» и газете «Русский дневник». После нескольких публикаций уже в московском журнале «Русская речь» начинающего публициста заметила издатель этого журнала, графиня Елизавета Салиас-де-Турнемир. Она предложила Суворину переехать в Москву и сотрудничать с «Русской речью» на постоянной основе.
В 1861 году Суворин переехал в Москву. Его много печатали в «Русской речи», несколько произведений были размещены в популярном журнале «Отечественные записки». Но через некоторое время Алексей Сергеевич отправился в Петербург, где его журналистскую карьеру ожидал мощный скачок в развитии. Он стал сотрудником и секретарем газеты «Санкт-Петербургские ведомости», выходившей тогда под редакцией известного публициста, историка литературы Валентина Корша. Особой популярностью пользовались суворинские воскресные фельетоны, посвященные театру, которые он в течение десяти лет под псевдонимом «Незнакомец» печатал на страницах «Санкт-Петербургских ведомостей».
Успех «Незнакомца» был настолько огромен, что в 1875 году Суворин даже выпустил две книжки своих «Недельных очерков и картинок». Издания были полностью раскуплены за несколько дней, что стало абсолютным рекордом для книжной торговли того времени. Впрочем, и современная книжная торговля об этом может только мечтать.
Логотип газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Фото: НЭБ
Издательская деятельность Алексея Сергеевича началась в начале 1870-х с выпуска «Русского календаря». На полученную с продаж прибыль он приобрел вместе с известным петербургским общественным деятелем Владимиром Лихачевым газету «Новое время» и типографию в Санкт-Петербурге. По соображениям цензуры, Суворин официально выступить редактором газеты не мог, но до конца своих дней оставался ее издателем.
Для первых номеров газеты свои произведения предоставили Николай Некрасов и Михаил Салтыков-Щедрин. А к концу года ее тираж уже увеличился в 10 раз. После перехода «Нового времени» к Суворину некоторые современники надеялись, что газета унаследует либеральный дух коршевских «Санкт-Петербургских ведомостей». Но новое издание оказалось, скорее, консервативной направленности.
В 1878 году Алексей Суворин установил в своей типографии первую в России большую ротационную машину и открыл на Невском проспекте свой первый магазин. Вскоре его магазины и киоски появились во многих крупных городах нашей страны. Суворин приобрел право торговли на всей сети российских железных дорог и водных путях.
Редакция газет «Новое время» и «Вечернее время» на Невском проспекте. На стенах — телеграммы со сводками с фронта. 1914 г. Фото: pastvu.com
В 1879 году его типография с целью просвещения простого народа начала выпуск общедоступной серии «Дешевая библиотека». За образец Суворин взял немецкую «Universal-Biblothek» и французскую «Bibliothèque Nationale». Целью его проекта стало издание книг самых известных русских и зарубежных авторов. Карманного формата издания «Дешевой библиотеки» должны были печататься большим тиражом, стоить не дороже 40 копеек и быть доступными самому широкому кругу читателей. Несмотря на низкую цену, серия печаталась на приличной бумаге и имела хорошо оформленные обложки. В 1887 году в этой серии 100-тысячным тиражом вышли 10 томов собрания сочинений Пушкина.
«Русский календарь» Суворина. Фото: Северный аукционный дом
Вообще за 40 лет издательской деятельности Сувориным было издано примерно 1600 названий книг общим тиражом 6,5 млн экземпляров. Среди них особенно популярными были справочные издания: «Вся Россия», «Весь Петербург», «Вся Москва», «Русский календарь».
Именно Суворин разглядел талант Чехова и сделал его известным на всю страну. В 1887 году в его издательстве вышел первый сборник Чехова «В сумерках». На протяжении следующих 12 лет Алексей Сергеевич был главным издателем Антона Павловича. Даже существует версия, согласно которой повесть Чехова «Драма на охоте» и рассказ «Володя» связаны с трагическими событиями в семье Суворина.
Алексей Сергеевич не остановился на журналистской и издательской деятельности. В сентябре 1895 года в помещении Малого театра на Фонтанке (будущий БДТ имени Г. А. Товстоногова) он открыл Театр Литературно-артистического кружка. Это была самая долговременная частная антреприза в Петербурге. Суворин был и председателем кружка, и его фактическим владельцем. Малый театр все чаще стали называть Суворинским.
Большим успехом у зрителей пользовалась драма «Татьяна Репина», написанная Алексеем Сергеевичем. На ее написание драматурга Суворина вдохновила реальная трагическая история из жизни молодой актрисы из Калуги Евлалии Кадминой. Чехов написал к этой драме одноактное «продолжение» под тем же названием с теми же персонажами.
Алексея Сергеевича Суворина не стало 24 августа (11-го по старому стилю) 1912 года. Похоронен знаменитый книгоиздатель в Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.