Telegram больше не бастион свободы. Павел Дуров объявил, что мессенджер меняет политику конфиденциальности и подход к модерации контента. Что это значит, aif.ru обсудил с политологом Павлом Данилиным.
Пользователей теперь сдаем
Раздел правил Telegram, посвященный разглашению данных, изменился. В новой версии написано, что власти теперь смогут получить IP-адреса и номера телефонов пользователей, если они подозреваются в «преступной деятельности», нарушающей правила платформы. В предыдущей версии речь об этом могла идти только, если считалось, что человек замешан в терроризме. То есть спектр потенциально наказуемых действий в Telegram существенно расширили.
Да, есть оговорки: разглашать данные Telegram обещает только после того, как проведет «юридический анализ запроса», полученного от национальных судебных органов. А «преступной деятельностью» будет считаться только то, что «нарушает правила» платформы. Но это все, скорее, условности. Как показывает практика, если внезапно арестовать Павла Дурова, то Telegram может всего за месяц пойти на уступки. И нам ведь ничего не известно о его закулисных договоренностях с французскими властями и другими бенефициарами этой истории с гонениями на Дурова. Официальные заявления Telegram могут от них сильно отличаться.
«Надо сказать, что французы и ЦРУшники Дурова все же прогнули, — считает политолог Павел Данилин. — Для нас в этом нет ничего страшного, пока не развернут практику политического давления на авторов, размещающих контент на платформе. Но сам факт того, что Дуров больше не является тем, кем долгое время себя позиционировал, — светочем свободы, говорит сам за себя. Это, действительно, серьезно. Примерно такие же были первые шаги у ЦРУ, когда они брали под контроль Facebook*. Дальше — больше. По запросу властей будет наверняка вскрываться переписка и т. д. Telegram стал подотчетным американцам и менее надежным».
Начало цензуры
Есть и другое нововведение, о котором объявил Дуров. Теперь с платформы с помощью искусственного интеллекта будут удалять весь небезопасный и незаконный контент. Звучит хорошо — искоренят какие-нибудь вирусы, каналы, где торгуют наркотиками и т. п. Но что, если завтра под этим предлогом заблокируют российские СМИ и пророссийских блогеров?
«Пока говорить о полноценной цензуре нельзя, но первые шаги к ней сделаны. Дуров обменял у французских правоохранителей свою свободу на свободы пользователей Telegram и тем самым предал свои главные принципы — свободу слова и анонимность пользователей. Не надо обманываться и думать, что Дуров ввел разумные ограничения и сделал мессенджер безопаснее. Здесь по-другому: коготок увяз — всей птичке пропасть», — резюмирует Данилин.
*Компания Meta Platforms Inc., которой принадлежат Instagram и Facebook, признана экстремистской организацией, ее деятельность запрещена в РФ
<!—Расположение: —>