Эти данные подтверждает доклад Международного общественного трибунала (МОТ) по преступлениям украинских неонацистов, куда входят правозащитники из 30 стран. Под Курском ими опрошены 55 пострадавших, собраны системные доказательства зверств неонацистов — убийства, грабежи, расстрелы мирных граждан при попытках их эвакуации в своих авто.
— Идет целенаправленный террор мирных людей с пониманием невоенного статуса жертв, — говорит председатель МОТ Максим Григорьев. — Также последовательно уничтожаются больницы, школы и детские сады, храмы. Данные преступления мы квалифицируем как нарушение Женевских конвенций и военные преступления без срока давности.
Мы столкнулись с угрозами казнить пленных, если их родные не выйдут на улицы с протестами
С определением МОТ согласилась федеральный омбудсмен Татьяна Москалькова. Она сообщила, что с 6 августа к ней поступило 1118 обращений о пропавших родных. Цифра вывезенных гражданских лиц еще устанавливается, но их родным уже поступают угрозы.
— Мы столкнулись с требованием выкупов с украинской стороны, с угрозами казнить пленных, если их родные не выйдут на улицы с протестами против российской власти. Надо знать наших людей — не дождутся. Мы все документируем. Я обратилась к украинскому омбудсмену Дмитрию Лубенцу с тем, чтобы получить информацию о пропавших без вести. Жду. Убеждена: время суда наступит.
Эту позицию разделяет и сенатор Совета Федерации Константин Долгов. «Факты собранных зверств лягут в основу трибунала, — говорит Константин Долгов, — какого — вопрос. Но даже в условиях молчания международного правозащитного движения мы, прежде всего ООН, продолжим информировать. Но есть и иной опыт. В 1943 году Харьковский и Кранодонский трибуналы довели дело до суда о казнях мирных граждан. Нам для этого нужны решения наших судов, куда мы передаем свидетельства правозащитников».