«Фонтаны» и «эгоисты»
В золотых и серебряных боках экспонатов музея, кажется, отражается неясными тенями более чем двухсотлетняя история нашей страны.
Одна из жемчужин коллекции — серебряный, весь в медалях, самовар, созданный больше ста лет назад в память о взятии российскими войсками во время войны с Наполеоном Амстердама. А вот уже современный самовар, сделанный воронежскими умельцами из гильзы снаряда танковой пушки.
Одно из помещений музея выглядит как зала трактира, в другом — в центре печь с кухонной утварью, а еще здесь есть патефон и даже граммофон. Администратор музея Вера Ивановна ставит для меня пластинку. И зал наполняется голосом Шаляпина…
В музее представлен весь путь развития самоваров больше чем за двести лет. Самовары различались по форме корпуса, были «банки», «вазы», «груши», «шары», «бочонки», «рюмки», десятки разновидностей, а еще по назначению: обычные для повседневного использования, походные на ножках, солдатские с ремнем, которые носили через плечо, а также праздничные и подарочные самовары, многие из которых являются настоящими произведениями искусства.
Небольшие самовары, на одного человека, назывались «эгоистами»: самоварчики на двух собеседников — «тет-а-тет». Есть в коллекции необычный пузатый самовар с двумя кранами, чтобы сразу наливать две чашки.
Специальные «фонтаны» использовали для нагрева или охлаждения жидкости, для этого в трубу в центре самовара опускали лед или нагретый металлический цилиндр.
В конце позапрошлого столетия появились бульотки на спиртовках, а затем и керосиновые самовары, позже их в свою очередь сменили самовары электрические.
Самый большой в музее — трактирный самовар на 28 литров, изготовленный в конце XIX века, а самый маленький, миниатюрный декоративный самоварчик на 80 граммов.
За что медаль
Есть здесь самовары знаменитых тульских заводов и мастерских Баташева, Маликова, Воронцова, Тейле, Шемарина, Капырзина, Ермилова, Филинова, а еще самовары из Европы, США, Ирана, Кореи.
Многие фабрики участвовали в международных и российских выставках и завоевывали медали и дипломы.
«Оттиск медали или клейма ставили на самоварный корпус, поддон или на крышку с помощью специальных штемпелей», — рассказывала в своем очерке, посвященном Саратовскому музею самоваров, сотрудница Художественного музея Радищева Татьяна Слухаева. В 1856 году тульская фабрика Баташева получила право ставить на свои самовары высшую награду Всероссийских выставок «Большой Герб» — Государственный герб России.
А еще на стилистике самоваров отражались все современные им течения искусства, от классицизма до рококо.
— Вокруг самовара складывались традиции чаепития, целая культура, у наших предков самовар стал символом тепла, домашнего уюта. Очень значима была его объединяющая роль, ведь нередко самовар старались поставить для большой компании, — рассказывает экскурсовод Дмитрий Стромов.
По словам Дмитрия Матвеевича, у него дома в качестве семейной реликвии хранится самовар, который преподнесли в подарок его бабушке и дедушке в связи с рождением у них сына — будущего отца Дмитрия.
Реставратор из детского садика
Почти каждый российский музей самоваров в Туле, Городце и в других городах позиционирует себя как самый большой, но в Саратове представлено действительно, наверное, самое значительное собрание из всех существующих. В самом музее по каталогу числится около 720 самоваров, при этом общее число экспонатов коллекции приближается к полутора тысячам предметов.
Фото: Куликов Андрей/РГ
По оценке эксперта, в музейной коллекции «ярко и последовательно представлено, как самовар из утилитарного предмета стал ярким символом русского быта, центральным предметом чаепития и произведением искусства».
Почетный нефтяник и бывший депутат областной думы Семен Глозман занимается коллекционированием самоваров уже более 30 лет и не оставляет своего увлечения по сей день. Сам собиратель рассказывает, что уважительное отношение к этому предмету кухонной утвари сложилось у него еще с детских лет, с семейных чаепитий с самоваром в центре стола.
Еще одну выставку самоваров коллекционер организует сейчас в Югре в Когалыме. По словам сотрудников музея, туда уже отправили 150 экспонатов.
Коллекцию саратовских самоваров давно оценили коллеги из других регионов. В книге благодарностей комплиментарный отзыв оставили сотрудники Тульского музея самоваров.
А в Саратове, в свою очередь, следят за успехами коллег. Рассказали мне о частном музее самоваров, который создала воспитательница детского садика из Красноярска. Талантливая женщина не только собирает старинные самовары, но и сама их реставрирует. Хотя в ее коллекции пока всего несколько десятков экспонатов, тем не менее там действует постоянная экспозиция.
Помещение на Невском
Саратовский музей самоваров располагается в центре города, но в подвальном этаже. Это делает неудобным его для посещения маломобильными людьми, а установить пандус не позволяют габариты входа.
— Были случаи, конечно, когда сюда инвалидную коляску на руках по лестнице заносили, но вот недавно к нам хотела попасть группа инвалидов — колясочников, мы объяснили ситуацию, и они вынуждены были от посещения отказаться, — с сожалением рассказывает Вера Ивановна.
Фото: Куликов Андрей/РГ
Кроме того, с течением времени коллекция расширяется, и ранее достаточное помещение для музея становится тесноватым.
Переговоры с местными властями по поводу предоставления музею других более удобных апартаментов пока успехом не увенчались, чиновники ссылаются на отсутствие подходящих зданий.
Зато коллекционеру неоднократно предлагали перевезти свое собрание в Москву, в Санкт-Петербурге готовы были предоставить помещение на Невском проспекте, а в Пензе выделяли целый особняк.
— Семен Моисеевич — уроженец Саратовской области, и мы, патриоты своего города, хотели бы чтобы музей остался здесь, — говорит Вера Ивановна.
Прямая речь
Семен Глозман, создатель музея самоваров в Саратове:
— Эта коллекция достояние не только мое или моей семьи, но и всех жителей нашей области. Хотелось, чтобы не было забыто то, что было сделано талантливыми людьми, чтобы все могли это увидеть, чтобы был в Саратове такой музей. Жизнь показала, что он востребован. У тех, кто сюда приходит, загораются глаза, это касается и детей, и взрослых, людей разных поколений.
Из истории самовара
Судя по всему, предшественниками самовара в нашей стране были сбитенники, в которых готовили традиционный отечественный напиток сбитень на основе меда и душистых трав, а также самовары-кухни для приготовления каши и щей. Ну а появление классического самовара связано с распространением чая. Самые старинные самовары, сохранившиеся до наших дней, были сделаны в середине XVIII века. Во главе стола самовар царствовал до первой половины прошлого столетия, когда его постепенно стали заменять сначала чайники и электрические самовары, а потом электрочайники. Тем не менее многие россияне до сих пор не прочь растопить и поставить самовар. Пусть и не каждый день. Ценители считают, что чай из самовара получается вкуснее.