По итогам 2023 года выручка 10 крупнейших торговых сетей составила 9,1 трлн рублей, притом что лишь три маркетплейса за тот же период заработали больше 1,1 трлн.
Если раньше мы вынуждены были долго ходить по магазинам и выбирать из того, что лежит на полках, то сейчас многие первым делом лезут в телефон. Корреспондент «АиФ» решила проверить, можно ли прожить день без покупок в сети и насколько это будет дороже.
Список покупок
С утра в моём списке дел было всего три пункта: купить светильник на балкон, продукты для ужина и билеты на концерт. Но жизнь, как это часто бывает, начала подкидывать дополнительные задачки. Дочке срочно потребовались новые босоножки для детсада и белая футболка для физкультуры. А ещё она объявила, что хочет помаду с «Ми-ми-мишками». В любой другой день я полезла бы искать всё это на сайты маркетплейсов, но не сегодня.
Начать решаю со светильника: в квартире заканчиваем ремонт, пришло время сделать её светлее. Иду на строительный рынок, что в 15 минутах пешком от дома. Настенно-потолочный диодный светильник не более 15 сантиметров в высоту нашёлся на витрине в единственном экземпляре по цене 950 рублей. Его и упаковали в пакет, даже без коробки. Проверила потом в интернете: там такой стоит всего 400 рублей. В отзывах рекомендуют заказывать сразу пару, на случай, если один сгорит.
Ужин офлайн
Первый же промах с «живой» покупкой меня не останавливает — раз уж решила на день отказаться от интернет-покупок, буду продолжать. На очереди — приготовление картофельной запеканки на ужин. Иду в супермаркет и беру по списку всё, что требует рецепт. На кассе выходит 1083 рубля.
Для контроля собираю точно такую же корзину в онлайн-приложении того самого супермаркета (доставка от 500 рублей у них бесплатная). По стоимости товаров всё то же самое, но плюсом идёт сервисный сбор —
23 рубля. Итого — 1106. Подходящих промокодов нет — все они только для первого заказа, и это немного утешает. Значит, сэкономила.
Дети и развлечения
Теперь пробую купить два билета на концерт. В интернете каждый стоит 3300 рублей, из которых 300 — сервисный сбор. Возможно, в кассе стадиона стоимость ниже? Чтобы проверить это, пришлось потратить по 76 рублей на проезд туда-обратно. Оказалось, что при покупке офлайн сервисный сбор платить тоже надо — отдала в итоге те же 6600 рублей, но переплатила за проезд.
Дальше — детский магазин. Крупный, с очень известным названием. Там удалось найти подходящие повседневные туфли за 599 рублей. Что-то сопоставимое на маркетплейсе продают минимум за 1,3 тыс. — не зря ездила!
Футболка белая там же — 399 рублей (пришлось взять для мальчика, так как она при прочих равных на 100 рублей дешевле). Увы, на маркетплейсе аналогичный товар стоит 241 рубль. Но пока я всё равно в плюсе.
Покупка бальзама для губ с «Ми-ми-мишками» оказалась задачей со звёздочкой. Обошла три детских магазина и три аптеки — нет такого! И наконец в четвёртой нашла. Причём за 91 рубль, на маркетплейсах такая вдвое дороже — 180 рублей.
Выгода — посередине
В целом потери можно считать некритическими. А вот если бы я заранее посмотрела, что и где можно выгоднее купить, экономия уже превысила бы 1600 рублей! Хозяйке на заметку, так сказать.
«Покупка на маркетплейсе действительно кажется проще и удобнее, — объясняет мне доцент РЭУ имени Плеханова Людмила Голощапова. — Вы не тратите время и деньги на дорогу, хождение по торговым залам, не обрываете руки под тяжестью сумок. Заказал — получил. Но финансово это не всегда бывает выгодно».
На маркетплейсах, по словам эксперта, стоит покупать бытовую химию, игрушки, товары для творчества, несложную бытовую технику, косметику, товары для красоты и здоровья, книги. А вот за едой лучше зайти в сетевой магазин у дома. Заказывать там же онлайн имеет смысл, если есть промокод. Сервисы же по доставке еды, которые предлагают маркетплейсы, сильно завышают цены и не дают выбрать именно тот товар, который вам хотелось бы, отобрать качественные фрукты и овощи.
Одежду эксперт рекомендует приобретать на оптовых рынках — именно там закупается большинство поставщиков маркетплейсов. Это значит, что можно не только взять вещь без наценки, но ещё и поторговаться. А также сразу примерить обновку и убедиться, что это нужный размер и фасон.
Парфюмерию брать на маркетплейсах стоит тогда, когда вы заказываете один и тот же аромат несколько раз и уверены, что поставщик не продаёт подделку. В остальных случаях лучше зайти в парфюмерный и проверить всё собственным обонянием.
«В целом же всё зависит от конкретного товара, — заключает эксперт. — Если есть время, лучше пройтись по магазинам, посмотреть, сколько стоит нужная вещь там, а сколько — в интернете, и сделать выбор.
Но если экономия личного времени для человека важнее, то никакие минусы онлайн-покупок не смогут его переубедить».
Взгляд из Заполярья
— Пункты выдачи заказов маркетплейсов у нас есть, а магазинов всем известных сетей нет, — рассказывает жительница Норильска Инна Михайленко. — Сети у нас местные, с собственными акциями и программами лояльности, но в них всё равно всё стоит дороже, чем на материке. Фрукты и овощи даже летом дорогие, хотя по сравнению с зимними эти цены — просто мечта. Летом доставка идёт по Енисею, а зимой только самолётом. И доставка в любом случае дорогая — везти далеко. Недавно я хотела заказать на Wildberries галошницу за 4 тыс. рублей, но доставка потянула на 8 тыс. То есть всего надо было выложить 12 тыс. — в 3 раза больше! Проще купить в местной мастерской — там похожая стоит 8–10 тыс. рублей. Некоторые поставщики пишут, что доставка якобы бесплатная, но в реальности они просто завышают стоимость товаров. Так что обычно люди стараются закупаться в отпуске на материке. Летят на отдых с пустым чемоданом и набирают в него всё, что могут увезти.
<!–Расположение: –>